На региональные дороги выделяется в восемь раз меньше денег, чем на федеральные

На ремонт и содержание федеральных трасс закладывается в восемь раз больше средств, чем на региональные дороги.

На ремонт и содержание федеральных трасс закладывается в восемь раз больше средств, чем на региональные дороги. Это выяснили эксперты ОНФ, изучив отчетность о тратах средств из региональных дорожных фондов в 2017 году.

Чтобы в регионах появились хорошие дороги, отвечающие всем нормативам,акцизы от горюче-смазочных материалов (ГСМ) с 2019 года должны зачисляться в региональные дорожные фонды в полном объеме, считают эксперты Народного фронта.

Основной финансовый источник для дорожной отрасли – это специальные дорожные фонды, в том числе регионального уровня (в субъектах РФ). Чтобы проанализировать их размеры и расходы, специалисты ОНФ изучили отчеты об исполнении региональных бюджетов за 2017 г.

«Полученные в ходе мониторинга данные показали, что уровень финансовой обеспеченности мероприятий по содержанию и ремонту дорог регионального значения ни в одном субъекте РФ, даже в регионах с наиболее обеспеченными финансированием дорожными фондами, не дотягивает до аналогичного показателя для федеральных дорог. Исключением стала Москва, где финансирование 1 км дорожной сети выше аналогичного показателя для федеральных трасс почти в два раза», – рассказал координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Новосибирской области Александр Стефанов.

Он уточнил, что средний по стране показатель финансовой обеспеченности дорог регионального значения в 2017 г. составил 1 млн 239 тыс. руб. на 1 км. Для сравнения, Росавтодор за тот же 2017 г. израсходовал на содержание и развитие 1 км федеральных дорог 10 млн 320 тыс. руб. Получается, что финансирование 1 км федеральных трасс было более чем в восемь раз выше, чем 1 км региональных. В число субъектов РФ с максимальной обеспеченностью региональной дорожной сети финансированием вошли Сахалинская область (6 млн 144 тыс. руб. на 1 км), Ненецкий автономный округ (5 млн 839 тыс. руб. на 1 км), Республика Крым (5 млн 787 тыс. руб. на 1 км), город Севастополь (5 млн 687 тыс. руб. на 1 км), Ямало-Ненецкий автономный округ (5 млн 181 тыс. руб. на 1 км), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (4 млн 372 тыс. руб. на 1 км), Пермский край (3 млн 924 тыс. руб. на 1 км), Московская область (3 млн 531 тыс. руб. на 1 км), Чувашская Республика (3 млн 156 тыс. руб. на 1 км) и Белгородская область (2 млн 625 тыс. руб. на 1 км).

В тройку регионов, где данный показатель по региональным трассам в прошлом году был самым низким, вошли Республика Хакасия (189 тыс. руб. на 1 км), Курганская область (288 тыс. руб. на 1 км) и Республика Калмыкия (292 тыс. руб. на 1 км). Насколько эти суммы мизерны, показывает их сравнение с нормативами затрат на содержание федеральных дорог.

Эксперты ОНФ, проводившие такой анализ, поясняют – данные нормативы утверждены правительством. Они определяют сумму расходов на содержание и ремонт федеральных автодорог по пяти категориям, которые различаются интенсивностью движения и количеством полос. Самые спокойные дороги – пятой (V) категории. Здесь всего одна полоса, а за сутки проезжает меньше 200 машин со средней скоростью 60 км/ч. Так вот, даже для таких дорог самой низкой категории нормативные расходы на одно только их содержание (то есть без ремонта, в том числе капитального) гораздо выше, чем финансовая обеспеченность региональных трасс в упомянутых субъектах РФ.

Так, для Республики Хакасия (Сибирский федеральный округ) нормативные расходы на содержание 1 км федеральных трасс V категории составляют 862 тыс. руб., для Курганской области (Уральский федеральный округ) – 798 тыс. руб., а для Республики Калмыкия (Южный федеральный округ) – 669 тыс. руб.

«Как видим, фактические расходы этих субъектов на региональную дорожную сеть намного ниже, чем действующие нормативы на одно только содержание федеральных дорог даже V категории. В целом по стране такая ситуация наблюдается в 29 субъектах РФ. А ведь региональная дорожная сеть состоит в основном из дорог более оживленных и загруженных, и, кроме содержания, им требуется еще и ремонт, а зачастую и капитальный. То есть реальный дефицит средств в региональных дорожных фондах просто огромен», – подчеркнул Стефанов.

В число упомянутых 29 субъектов РФ вошли Республика Саха (Якутия) (324 тыс. руб. на 1 км), Республика Алтай (338 тыс. руб. на 1 км), Тверская область (397 тыс. руб. на 1 км), Республика Тыва (398 тыс. руб. на 1 км), Забайкальский край (435 тыс. руб. на 1 км), Новгородская область (456 тыс. руб. на 1 км) и Республика Карелия (485 тыс. руб. на 1 км).

Если рассматривать только дороги федерального и регионального значения (без учета местных), то федеральные занимают всего лишь 10% от общей протяженности дорог (53 тыс. км), но при этом на их долю приходится почти половина финансирования – 47% (547 млрд 676 млн руб. – данные на 2017 г.). А протяженность дорог регионального значения составляет 495 тыс. км (90% всей протяженности), но при этом объем расходов дорожных фондов за 2017 г. составил 613 млрд 744 млн руб., или 53% (без учета Москвы, где трудностей с финансированием не наблюдается, а также Санкт-Петербурга – по этому субъекту данных о расходовании средств дорожных фондов за 2017 г. экспертам ОНФ найти не удалось).

Президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин в «майском указе» поставил задачу увеличить долю автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% к 2024 г. По мнению экспертов Народного фронта, для этого нужно не только эффективнее расходовать средства дорожных фондов в субъектах РФ, но и увеличивать финансирование работ по ремонту и содержанию региональных дорог.

Проблема эта на всех уровнях власти давно известна. Глава государства давал поручение правительству с 1 января 2019 г. зачислять в региональные дорожные фонды 100% акцизов на ГСМ. Аналогичное предложение ОНФ направлял в кабмин, чтобы оно было учтено в нацпроекте, посвященном дорожной отрасли.

«К сожалению, в нынешней редакции нацпроекта наше предложение учтено не в полной мере. А ведь эта мера будет способствовать более активному наполнению дорожных фондов и увеличению финансовой обеспеченности сети автодорог регионального значения. ОНФ настаивает на том, чтобы в течение следующего года доля топливных акцизов, зачисляемых в региональные дорожные фонды, была повышена до 100%», – подчеркнул Стефанов.

Он также добавил, что соответствующее предложение планируется повторно направить в правительство РФ.

Источник: http://onf.ru