Национальный рейтинг застройщиков Российской Федерации

10.05.2016

Упал, построился, поднялся. В России может появиться национальный рейтинг застройщиков

Национальный рейтинг застройщиков

Депутаты Госдумы предлагают ввести в России рейтингование застройщиков. По мнению первого зампреда Комитета по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, механизм позволит исключить передачу госзаказов компаниям с сомнительной репутацией и будет способствовать оздоровлению отрасли в целом. Идею создания национального рейтинга строительных организаций поддерживают в Минстрое, однако Минэкономразвития выдало отрицательное заключение на законопроект, разработанный парламентариями.

Законопроект «О деятельности строительных рейтинговых агентств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разработала и внесла в Госдуму группа депутатов: первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева («Единая Россия»), первый зампред Комитета по экономической политике Анатолий Карпов («Единая Россия»), глава Комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»). Главная цель документа – создать систему, оценивающую деятельность строительных организаций и их способность исполнять взятые на себя обязательства по выполнению работ и услуг, поставке товаров в строительной сфере. «Меня беспокоит, что на рынке складывается ситуация, когда профессионалы в ходе конкурсных процедур почему-то оказываются не у дел. В результате подряды получают компании с непонятной репутацией, а потом уже с серьезнейшим дисконтом пытаются нанять профессионалов, которые вынуждены работать «за еду», – заявила на III Всероссийском съезде саморегулируемых организаций Елена Николаева.

По мнению законодателей, рейтинг поможет госзаказчикам более эффективно осуществлять госзакупки. Традиционно на строительные работы приходится не менее 40–50% контрактов. В денежном выражении это огромная сумма, превышающая 10 трлн руб. Кроме того, рейтинговая система выгодна потенциальным дольщикам – так им будет проще оценивать надежность девелоперов. «Я надеюсь, что эта инициатива поможет нам не только усовершенствовать правила игры, но и поднять престиж профессии», – уверена госпожа Николаева.

Законопроект предусматривает, что рейтинговую деятельность в строительной сфере вправе осуществлять только юрлица, сведения о которых внесены в Единый реестр строительных рейтинговых агентств. Ведет реестр уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Для включения в реестр агентству необходимо иметь зарегистрированный уставной капитал в размере не менее 10 млн руб., при этом необходимо наличие собственных средств в размере не менее 5 млн руб., а также сертификат соответствия системы менеджмента качеств. Строительное рейтинговое агентство обязано ежегодно не позднее 31 марта раскрывать информацию о своей деятельности, а также отвечать на мотивированные запросы уполномоченного органа исполнительной власти.

При этом сведения, полученные от рейтингуемых компаний или собранные на рынке в процессе мониторинга, раскрытию не подлежат, естественно, если такая информация не запрашивается по решению суда. Документ также вносит поправки в КоАП в части установления нового состава административного правонарушения – при осуществлении рейтинговой деятельности в строительной сфере. Поправки предусматривают административную ответственность за осуществление рейтинговой деятельности юрлицом, не включенным в Единый реестр, предоставление при подаче заявления о включении в реестр заведомо ложных сведений, а также неуведомление уполномоченного органа о внесении агентством изменений в свою методологию оценки.

Законодатели уверены, что уже существующим рейтинговым агентствам будет нетрудно вписаться в новую систему. «Данная инициатива позволит вытеснить с рынка недобросовестных участников, обеспечит прозрачность и независимость деятельности отраслевых рейтинговых агентств. Рейтинг должен стать необходимым атрибутом рыночной дисциплины», – согласился исполнительный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Вячеслав Строкань. Однако Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение на законопроект. Положения документа, в которых устанавливается правовой статус рейтинговых аналитиков и Рейтингового комитета, по мнению чиновников, допускают неопределенность в толковании. В документе содержатся понятия, которые носят субъективно-оценочный характер.

В Минэкономразвития считают, что требования к размеру уставного капитала и собственных средств рейтинговых агентств обременительны. Эти требования, как и требования к репутации акционеров и членов совета директоров, не соотносятся с возможностью агентства провести квалифицированное рейтинговое исследование.

Минстрой ранее заявлял о намерении сформировать рейтинговое агентство и составить национальный рейтинг застройщиков при совместном участии специалистов ведомства, «ОПОРЫ России», «Деловой России», других общественных организаций и институтов развития, включая АО «АИЖК», а также ведущих отраслевых СМИ. «Смысл рейтинга в том, чтобы давать оценку застройщику по всем параметрам: опыту работы, инвестированию собственных средств, качеству работ, по удовлетворенности граждан, которые въехали в их микрорайоны, как работает управляющая компания, принадлежащая застройщику», – пояснили в Минстрое.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print