Образование в сфере строительства — практика Финляндии

04.11.2014
Весной 2014 года представители Перевозского строительного колледжа — начальник управления производственного обучения Владимир Шмаков и руководитель Ресурсного центра Дмитрий Галочкин — побывали в Финляндии, где приняли участие в Международной программе и посетили Профессиональный колледж Южного Саво (область на юго-востоке Финляндии). Визит оказался весьма плодотворным. Как ожидается, в сентябре 2014 года гости из Финляндии приедут в Перевоз, чтобы заключить соглашение об академических обменах. Это событие может стать знаковым для нижегородских образовательных организаций в сфере строительства. Профессиональное образование Финляндии считается одним из лучших в мире. Этот опыт будет не просто способствовать модернизации отечественных учреждений — он способен принципиально изменить всю систему.

практика Финляндии

Одной из важных особенностей образовательных программ колледжа Южного Саво является практическая направленность. На каком-то этапе обучения студенты получают заказ на строительство объекта и выполняют его под руководством наставников. Закончив работу, они получают бесценный практический опыт, а заказчик — готовый к эксплуатации объект за приемлемую цену. Для того чтобы внедрить такую систему в Нижегородской области, необходимо менять прежний уклад и, что еще сложнее, налаживать сетевое взаимодействие между разными образовательными учреждениями с тем, чтобы обеспечить выполнение заказа под ключ. Это займет какое-то время. Однако отдельные аспекты финского опыта образования в сфере строительства можно применить уже в этом учебном году. «Поиск-НН» поговорил с представителями Перевозского строительного колледжа о том, какие впечатления оставило у них посещение колледжа Южного Саво.

— Владимир Иванович, какие направления обучения и специальности вам показались наиболее интересными?
— Esedu реализует семь направлений обучения: сфера благосостояния населения и базовых услуг (естествознание; туризм, общественное питание и экономика; социальная деятельность, здравоохранение и физкультура; культура; обществоведение, экономика и управление), техника и производство (техника и транспорт (связь), природные ресурсы и среда). Кроме того, колледж предлагает многосторонний выбор демонстрационных экзаменов: 80 базовых, профессиональных и специализированных.

— Дмитрий Анатольевич, чем, на ваш взгляд, отличается обучение в колледже?
— В первую очередь, обучение в колледже ориентировано на практику: изучение теории составляет 20%, практика — 80%. Колледж имеет свои строительные площадки. Интерес представляет также участие студентов в демонстрационных экзаменах профессиональных навыков. Демонстрационный экзамен — это реализация профессиональных навыков студента, главным образом — в настоящей производственной среде: это производственная ситуация или процесс, спланированный, проведенный и оцененный вместе студентом, мастером-наставником от предприятия и преподавателем колледжа.

— Расскажите подробнее о строительных площадках учебных заведений.
— При строительстве объекта колледж выступает в роли обычной строительной организации заказчика-застройщика. Он арендует у муниципалитета земельный участок. Сам организует тендер на поставку материалов и оборудования. Учебное заведение применяет строительную систему Precut, которая широко используется в Финляндии и позволяет гибко привязать проект к конкретной территории. Обычно строят каркасные дома, соответствующие современным требованиям по энергосбережению. Такие строительные площадки являются и очень эффективным средством профессиональной ориентации учащихся школ 8-го и 9-го классов по строительным специальностям.

— Как организована работа на строительных площадках?
— Студенты колледжа, обучающиеся по направлению «Строительство домов и сооружений», организованы в группы, которые занимаются конкретными работами: строительством, электромонтажными работами, монтажом инженерных систем, отделочными работами. Все студенты проходят практику на стройплощадках и участвуют в строительных работах. В роли ответственного прораба выступает учебный мастер колледжа. Он организует работу студентов и отвечает за безопасность на строительной площадке. Большое внимание уделяется воспитанию ответственности: результаты работ фотографируются, и каждый, у кого обнаружены ошибки, должен их исправить.

— Что является итогом работы по строительству домов?
— Дома с полной отделкой продаются через обычные агентства недвижимости. Все дома, построенные силами студентов, быстро покупают. Их стоимость ниже, чем у конкурентов.
После продажи дома студенты участвуют в его гарантийном обслуживании: в течение двух лет осуществляется по две годовые проверки. На подобные дома в Финляндии распространяется 10-летняя гарантия.

Конечно, строительство для колледжа не является бизнесом. При продаже дома колледж возвращает в свой бюджет расходы на строительство. Часть средств идет на развитие производственной базы колледжа. Целью является не получение прибыли, а обучение студентов на практике.

(Профессиональный колледж Южного Саво Esedu — многопрофильное профессиональное учебное заведение второй ступени, в котором ежегодно обучается семь тысяч человек (2,5 тыс. получают профессиональное базовое образование; 4,5 тыс. — профессиональную переподготовку). Esedu предлагает молодым учащимся начальное профессиональное обучение по 30 профессиям и по семи направлениям. Студенты начинают учиться в колледже после девятого класса общеобразовательной школы в возрасте 15-16 лет. Длительность обучения — три года. Колледж имеет филиалы в городах Миккели, Юва и Пиексямяки).

Подготовила Т.В. Любезнова, начальник отдела непрерывной подготовки и международного сотрудничества Перевозского строительного колледжа