Скульптор Салават Щербаков: «Сейчас нужна нормальная монументалистика»

Большое интервью со скульптором Салаватом Щербаковым. За последние пять лет в Москве появилось около десятка его работ — это памятники Александру I, патриарху Гермогену, князю Владимиру и Михаилу Калашникову

Последние несколько лет Москва переживает беспрецедентный в новой истории подъем монументального искусства. Памятники святым, героям войны, балеринам, певцам, режиссерам и спортсменам появляются почти каждый месяц — как в центре города, так и за его пределами. Скульптор Салават Щербаков — главный герой этого бума. Только за последние пять лет в Москве появилось около десятка его работ. Самые крупные из них — памятники Александру I и патриарху Гермогену в Александровском саду, князю Владимиру на Боровицком холме, Михаилу Калашникову на Садовом кольце. Читать далее «Скульптор Салават Щербаков: «Сейчас нужна нормальная монументалистика»»

Филармонию в Екатеринбурге построят по проекту Zaha Hadid Architects

Филармонию в Екатеринбурге построят по проекту Zaha Hadid Architects
Концертный комплекс планируется возвести в течение пяти лет за счет областного бюджета

Британское архитектурное бюро Zaha Hadid Architects победило в открытом конкурсе на разработку концепции концертного зала Свердловской государственной академической филармонии в Екатеринбурге. Об этом сообщается на сайте областного Минстроя. Читать далее «Филармонию в Екатеринбурге построят по проекту Zaha Hadid Architects»

Как региональные архитекторы хотят сделать свои города лучше

Как региональные архитекторы хотят сделать свои города лучше
Сатка, Азов, Саров и Полазна. Мы спросили участников образовательной программы «Архитекторы.рф», как они видят архитектурное будущее своих небольших городов

В 2018 году в России запущена федеральная образовательная программа «Архитекторы.рф». Цель этой программы — научить муниципальных служащих, отвечающих за архитектуру на местах, и региональных архитекторов, как делать города удобными, комфортными и красивыми. Для этого именитые архитекторы и урбанисты будут читать лекции региональным специалистам. Для участия в программе в этом году было отобрано 100 чиновников и архитекторов из разных регионов России. Читать далее «Как региональные архитекторы хотят сделать свои города лучше»

Кто и зачем строит дома в стиле царских усадеб

Сыграть в классику:
кто и зачем строит дома в стиле царских усадеб

Несмотря на то, что запрос на классику растет год от года, архитекторов, которые могут на него ответить, единицы

Интерес к классической архитектуре растет во всём мире: по данным риелторов, больше половины домовладельцев в Европе и США предпочитают модернизму классический стиль, подразумевая под ним не обязательно ордерную классику с колоннами, но любой стиль традиционной архитектуры до 1920-х годов — времени воцарения бетонно-стеклянного авангарда. Согласно исследованию британского агентства YouGov, 77% респондентов в возрасте от 18 до 50 лет хотели бы жить в доме, построенном в классическом стиле. В России спрос на традиционную архитектуру также высок, но удовлетворить его непросто: строительство таких объектов дороже, чем обычных особняков и коттеджей, да и архитекторов, работающих в этой эстетике, можно пересчитать по пальцам одной руки.
«Глаз радуется, кровь не портится»

Почему нравится классика? Самый частый аргумент заказчиков — эстетическое удовлетворение. «Преимущество жизни в классике — общение с красотой. Глаз радуется, состав крови не портится. Причина — пропорции. Для меня как математика по профессии это имеет огромное значение. Как человеческое тело имеет пропорции, так и архитектура. Правильные пропорции красивы, неправильные — некрасивы. В стиле минимализма тоже можно найти пропорции, но тогда это будет куб. Слишком скучно», — рассуждает аналитик Дмитрий, владелец особняка в Ленинградской области, построенного по проекту архитектора Артема Никифорова.

Второй очевидный аргумент — независимость от моды, ориентация на вечность. «Классика вне времени, всегда актуальна, дает эстетическое удовлетворение — это даже не обсуждается. Классика — это очень личное, мне это очень близко», — делится московский галерист Михаил, для которого петербургский архитектор Максим Атаянц построил дом в Подмосковье.

«Владельцы интуитивно понимают, что дом в классическом стиле не выйдет из моды и, возможно, станет памятником архитектуры, а модернистский устареет к концу стройки. Богатые люди в собственном гнезде хотят сохранить ощущение архитектуры, которую видят в исторических центрах городов: Венеции, Рима, Парижа, Санкт-Петербурга», — резюмирует петербургский архитектор-неоклассик Михаил Филиппов.
Архитектура монархов и президентов

У классических домов большая культурная и социальная традиция. Резиденции монархов и президентов (как королевские виллы в Риджентс-парке в Лондоне) исторически существуют и до сих пор строятся в классике. Но и частный человек чувствует себя в классике органично. «Образ европейской виллы — это образ работающего богатого человека. Когда Венеция в XV веке потеряла господство на море и стала осваивать земли вокруг, родилась палладианская вилла, которая состоит из дома хозяина, амбаров, конюшен, служб, потому что хозяин занят земледелием. До этого дома богатых были охотничьими замками. Вилла — это тема венецианского патриция, просвещенного помещика, английского лорда. И до сих пор эти виллы прекрасно функционируют», — говорит Михаил Филиппов. Действительно, европейские виллы и шато до сих пор используются как жилые дома, их владельцы, как правило, пускают к себе в определенные дни экскурсии, сдают свои дома для съемок фильмов и свадеб.

Несмотря на растущий интерес к классике, архитекторов, которые могут ответить на него, единицы. В России таких специалистов сегодня меньше десятка. В мире ситуация аналогичная. Почему так? Классика, или неоклассика, исчезла из архитектурного образования еще в середине прошлого века, когда вышло печально известное хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Его следствием стала ликвидация классической архитектурной школы и связанного с ней ремесленного производства. В Европе и США классическая архитектура отступила после победы придуманного Ле Корбюзье панельного района, латавшего дыры послевоенных разрушений и решавшего проблему строительства массового жилья.

Когда в 2016 году КБ «Стрелка» издало «Книгу о полезной и красивой архитектуре» с рейтингом российских архитекторов — лидеров рынка, в топ-30 попали только четыре неоклассика: Михаил Белов, Михаил Филиппов, Максим Атаянц и Илья Уткин, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русском музее, Музее архитектуры им. А. В. Щусева и многочисленных частных коллекциях.
«В марках машин разбираются, а в архитектурных стилях — нет»

Поскольку запрос на классику очевиден, а отвечать на него почти некому, рынок заполняется домами, которые построены подрядчиками без участия архитекторов. «К сожалению, заказчики не представляют, что такое классика. Человек строит себе частный дом в десять-пятнадцать раз дороже, чем самый навороченный автомобиль, но в марках машин он разбирается и назовет вам сотню марок, а если спросить, какие архитектурные стили есть в Москве, не назовет ни одного. Огромные деньги тратят на халтуру», — сетует Михаил Филиппов. «К тому же классика требует вечных материалов и больших вложений. Реставрация памятника стоит, например, 10 тысяч евро за квадратный метр, а приблизительный муляж из пластика — в десять раз дешевле. Вот его и делают, как умеют, а не умеют, так как не учат. Круг замыкается», — добавляет московский архитектор Михаил Белов.Консалтингом при строительстве частного дома обычно не пользуются, в отличие от строительства жилых комплексов в городе. Заказчики выбирают архитектора по рекомендациям, портфолио, публикациям.
Коллекционные дома

В отсутствие инфраструктуры классические дома обретают коллекционную ценность. Архитектурные детали на фасаде, по мнению Артема Никифорова, не делают работу архитектора дороже: «Гладкая или филенчатая стена — затраты труда архитектора в любом случае большие. В минималистичных решениях узлы и примыкания требуют много внимания от проектировщика и высокой квалификации от строителей». А труд ремесленника в России значительно дешевле, чем в Европе и Америке.

Цена дома складывается в основном из качества материалов. В этом сходятся все владельцы классических домов. «Ты должен выдержать снаружи и в интерьере высокое качество. Классика требует натуральных материалов. Например, в моем доме фасады из натурального камня, медная крыша, окна из красного дерева, не требующие покраски, — дорогая отделка красива и долговечна. Такой дом можно построить за полтора года при хорошей организации труда силами до пятнадцати человек», — говорит Дмитрий, владелец дома в Ленинградской области.

По оценке Артема Никифорова, средняя цена классического дома по проекту известного архитектора составляет 2–3 тысячи евро за 1 кв. м. Но классические дома строят обычно для себя, а не на продажу, поэтому в перфекционизме владельцы могут посоревноваться с архитекторами.

«Мало компаний, которые могут построить классический дом под контракт. Приходится приглашать разных специалистов. Например, крышу переделывал два раза, — рассказывает галерист Михаил. — Что касается стоимости, то вначале записываешь, что сколько стоит, а потом плюешь. В Бельгии я заказывал кирпич ручной формовки. 100 тысяч кирпичей — это 100 тысяч евро только за облицовку. Можно взять сайдинг, который развалится через пять лет, а можно кирпич ручной работы, который простоит пятьсот лет, и получишь десятикратную разницу. Но когда строишь дом для себя, о цене не думаешь».
Усадьба как национальное достояние и экоферма

Самый дорогой вариант классического дома — реставрация уже существующего памятника архитектуры. Не считая покупки самой руины, собственнику придется преодолеть массу юридических сложностей, оплатить исследования для определения предмета охраны, отреставрировать сохранившиеся детали, воспроизвести исторические материалы.

Меценат и предприниматель Сергей Васильев с 2007 года восстанавливает усадьбу Степановское-Волосово в Тверской области, бывшее имение князей Куракиных, памятник архитектуры федерального значения. «В советское время там была психбольница, несколько лет назад усадьба сгорела, — говорит Михаил Белов, участвовавший в процессе воссоздания памятника. — Инвестор взял руину в аренду, а потом всё же купил и начал реставрацию. Потратил немало денег, но сделал очевидный вклад в культуру. После главного дома стал воссоздавать парк и делать многочисленные павильоны. Усадьбу включили в путеводитель по Тверской области, туда водят экскурсии. И, думаю, это только начало. В России сейчас около трех тысяч разрушенных усадеб. Есть чем заняться любителям классики».

В последние годы в России развивается экотуризм, и восстановление усадьбы становится не чистым меценатством, но разумным хозяйствованием, которым и занимается Васильев в своей усадьбе. Едва ли это прибыльное дело, скорее, сочетание культурной благотворительности с пользой. Но это именно развитие территории, а учитывая, что в России много бесхозной земли, есть возможность сделать благородный вклад в благополучие будущих поколений.
Вилла наизнанку

Классический дом существует по определенным законам. Все архитекторы согласны в том, что для настоящей виллы нужно поместье в несколько гектаров. А если участок небольшой, есть некоторые ноу-хау, о которых рассказывает архитектор-неоклассик и заказчик собственного дома Михаил Филиппов: «Нельзя пихать дворец на маленький участок. Вилла требует 10 гектаров парка. Она по определению центр мира. А парк имеют немногие. Поэтому выход для небольшой территории — строить дом по средиземноморской системе, как палаццо без внешнего фасада, обращенное в колонный двор. Тогда нет ощущения, что находишься между дворцом и забором. Именно так я построил свой собственный дом».

Классический дом не обязательно должен быть монументальным и каменным — можно ограничиться небольшим одноэтажным деревянным домом с мезонином и колонным портиком. А если комнаты расположить анфиладой, то соответствие традиционным постройкам будет полным.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов противопоставил столицу китайским мегаполисам

Главный архитектор Москвы противопоставил столицу китайским мегаполисам
Российская столица не догонит крупнейшие китайские города по численности населения, уверен Сергей Кузнецов

Российская столица не догонит крупнейшие китайские мегаполисы по численности населения. Такое мнение в эфире радиостанции «Серебряный дождь» высказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, прирост населения в ближайшие годы и десятилетия будет идти «единицами миллионов», тогда как в азиатских городах этот прирост в разы выше. Читать далее «Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов противопоставил столицу китайским мегаполисам»