Нижегородские юнги – за чистую акваторию

Казалось бы, что общего может быть у романтиков, влюбленных в водные просторы и решивших связать свою профессию с морем или рекой, с проблемами замусоренных берегов и водоемов? Тем не менее в Год экологии воспитанники нижегородского Морского клуба подготовили проект «Нижегородские юнги – за чистую акваторию», который прекрасно вписался в конкурс социальных проектов «Открытый Нижний» и даже стал победителем в номинации «Содействие формированию активной жизненной позиции молодежи, поддержка молодежных инициатив, программы профессиональной и личностной организации, профилактика асоциального поведения молодежи».

Казалось бы, что общего может быть у романтиков, влюбленных в водные просторы и решивших связать свою профессию с морем или рекой, с проблемами замусоренных берегов и водоемов? Тем не менее в Год экологии воспитанники нижегородского Морского клуба подготовили проект «Нижегородские юнги – за чистую акваторию», который прекрасно вписался в конкурс социальных проектов «Открытый Нижний» и даже стал победителем в номинации «Содействие формированию активной жизненной позиции молодежи, поддержка молодежных инициатив, программы профессиональной и личностной организации, профилактика асоциального поведения молодежи».

Готовили проект совместными усилиями

В нижегородском Морском клубе, учредителями и членами которого являются офицеры запаса Военно-Морского флота России и моряки гражданских специальностей, занимается более

500 нижегородских юнг. Здесь они учатся проектировать, планировать, имеют возможность на практике применять полученные знания и навыки.

Десятиклассница лицея № 38 Анастасия Абрамова пришла в Нижегородское детское речное пароходство чуть больше года назад, чтобы поближе познакомиться с профессией судоводителя.

Анастасия Абрамова на слете в Севастополе

– У юнг было желание создать что-то интересное, чего ранее не существовало, а преподаватели подсказали актуальную тему – экология, – рассказывает Настя. – Совместными усилиями был подготовлен проект «Нижегородские юнги – за чистую акваторию». В ходе его реализации группа ребят моделировала и создавала маломерные экспериментальные суда, другие юнги их тестировали.

Кроме того, воспитанники Морского клуба проводили акцию «Чистая река – чистые берега». Ребята очищали от мусора береговую зону во время проведения в Нижнем Новгороде международной детской парусной регаты (территория, прилегающая к яхт-клубу «Лето») и во время работы спортивно-оздоровительной смены на базе лагеря «Олимпийские надежды» на Горьковском море.

Судомоделирование – очень увлекательное занятие

– Много мусора собрали, – вспоминает Анастасия. – Территорию лагеря мы чистим каждый год, но если раньше делали это вручную, просто собирая мусор, то теперь – с помощью экспериментальных маломерных судов, которые позволяют очищать берега от ила и лишней растительности. С появлением новой робототехники работа стала намного удобнее и продуктивнее.

Руководитель проекта командор областной общественной организации по развитию и пропаганде Владимир Дьяков планирует, что в недалеком будущем акция «Чистая река – чистый берег» перерастет в целое движение: с помощью маломерных беспилотных судов будут проводиться мониторинговые исследования как на поверхности воды, так и под водой.

«Артек» и Севастополь останутся в памяти

Что касается настоящей морской практики, то весной Абрамова побывала в международном лагере «Артек», где стала участницей всероссийского слета юных моряков. Такое право получили шесть нижегородских юнг, кто в течение года показывал хорошие результаты. Отбирали их среди всех занимающихся в Морском клубе и Нижегородском детском речном пароходстве.

А в июле нижегородские юнги ездили в Севастополь. Слет, проходивший под патронажем командующих флотами России, также надолго запомнится нашим ребятам. Гонки на ялах на веслах и под парусом, разборка и сборка автомата Калашникова, бег на 1000 метров, метание гранаты, стрельба из пневматической винтовки, умение пользоваться спасательным плотом… Нижегородские юнги хорошо проявили себя в гонке на ялах на веслах, где командой заняли второе место.

Директор Нижегородского детского речного пароходства Владимир Дьяков

– Самым сложным для нас оказалось подготовить творческий номер, – рассказывает Анастасия Абрамова. – Но во время выступления мы уже не волновались. Непросто далась и гонка на ялах. Хоть мы и много тренировались, но во время соревнований были волны и течение значительно затрудняло работу.

С будущей профессией Настя уже определилась – хочет стать штурманом, причем именно морским. В наши дни для девушек это уже не проблема – их берут практически во всех отраслевых вузах, за исключением военных специальностей.

Беспилотники призваны приносить пользу

Вообще в нижегородском Морском клубе сохраняется примерный гендерный паритет, но девочки обычно предпочитают творческую студию, а мальчики выбирают центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники или центр довузовской подготовки и профессионального ориентирования.

Артем Гаврилин с детства увлекался судомоделированием и пришел в Детское речное пароходство, будучи восьмиклассником. Здесь ему рассказали, что в Нижнем Новгороде есть речное училище, определив тем самым дальнейшую судьбу подростка. Сегодня Артем – курсант училища, учится на четвертом курсе и параллельно работает в Детском речном пароходстве, передавая свой опыт юному поколению. После третьего курса Гаврилин в качестве производственной практики восемь месяцев работал в навигации на Енисее в Восточной Сибири. Район плавания Красноярск – Дудинка, так что ему есть что рассказать ребятам, неравнодушным к судам и плаваниям.

В пароходстве занимаются дети разного возраста, самым юным, конечно, интересно мастерить модели судов, а вот старшеклассникам уже хочется создавать аппараты с использованием новых технологий, которые могли бы приносить пользу. Педагоги предложили ребятам заняться беспилотными исследовательскими судами. В итоге они стали составной частью проекта «Нижегородские юнги – за чистую акваторию».

Исследовательский комплекс надводного базирования, получивший название «Морской глаз», малое судно «Экобот» и экспериментальное скоростное судно на солнечных батареях «Солярис» – нижегородские юнги презентовали их на форуме «Великие реки». Все эти беспилотники призваны проводить мониторинговые исследования и очистку как поверхности воды, так и под водой.

По мнению Артема Гаврилина, занятия в Детском пароходстве существенно помогают и в учебе.

– Если взять наш центр малого судостроения, робототехники и судомоделирования, то ребята изучают полностью конструкцию судна, осваивают новые технологии робототехники и программирования, – говорит Артем. – Дети запоминают термины и учатся использовать чертежные инструменты, такие как штангенциркуль. Спросите простого школьника или абитуриента колледжа, что это такое, – многие не ответят. Поэтому, естественно, с воспитанниками нижегородского Морского клуба и Детского речного пароходства преподавателям вузов работать намного легче и интереснее. Это я знаю по личному опыту.

Нина ШУМИЛОВА