Новости строительства метро в Москве

04.10.2016

Мы строили, строим и будем строить лучшее в мире метро. Сергей Жуков о беспрецедентных темпах метростроения, зарубежных проектах и будущем компании

метро в Москве

Близится к завершению насыщенный для метростроителей год. Заметный вклад в развитие столичного метрополитена внесла компания «Мосметрострой», которая за этот год подарила городу пять новых станций: «Румянцево», «Саларьево» (Сокольническая линия), «Бутырскую», «Фонвизинскую» и «Петровско-Разумовскую» (Люблинско-Дмитровская линия). В ближайшем будущем организации предстоит сдать около полутора десятков километров путей и 8 станций метро. Как компания, отмечающая в октябре свое 85-летие, будет решать поставленные задачи, газете «Московская перспектива» рассказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.


Сергей Анатольевич, сначала хотелось бы подвести итоги года: все ли поставленные заказчиком задачи выполнены и насколько вы довольны их результатами?

– В юбилейном для Мосметростроя 2016 году мы взяли хороший темп и развернули масштабные строительные работы – сдать в эксплуатацию пять объектов. В начале станции «Румянцево» и «Саларьево», построенные на территории новой Москвы, и к осени три новые станции на севере города – «Бутырскую», «Фонвизинскую» и «Петровско-Разумовскую». График работ на Люблинско-Дмитровской линии был очень напряженный, поскольку участок осложнен неблагоприятными геологическими условиями – приходилось возводить тоннели и станционные комплексы буровзрывным способом на глубине более 60 метров. Сложности возникали и в строительстве наклонных ходов из-за пересечения двух водоносных слоев с огромным притоком воды. К примеру, новая станция «Петровско-Разумовская» разрабатывалась почти вручную, с помощью малой механизации, так как действующая одноименная станция Серпуховско-Тимирязевской линии находилась от нее на достаточно близком расстоянии – от 6 до 14 метров.

В 2017–2018 годах по заказу московского правительства компании предстоит построить около 15 км линий и 8 станций метро. Справитесь ли вы с таким объемом работ в установленные сроки?
– В том, что мы справимся, сомнений нет. Мы неоднократно доказывали на деле, что способны в невероятно сжатые сроки буквально на глазах построить новые станции метро.
Уже в следующем году запускаем три станции второго пускового комплекса Люблинско-Дмитровской линии – это около 6,5 км. В 2018 году начнем сдавать северо-восточный участок Третьего пересадочного контура метро (ТПК) – от «Нижегородской улицы» до «Стромынки» (четыре станции, протяженность – около 8 км). Кроме того, планируется открытие «Нижней Масловки» – единственной строящейся станции глубокого заложения в составе первого участка Третьего пересадочного контура. Согласно контракту Мосметрострою поручена проходка станционных тоннелей, сооружение наклонного хода и вестибюля № 1.

В чем особенность строящихся объектов и каково их значение для развития транспортной системы города?

– Продление салатовой ветки на север, включающее «Окружную», «Верхние Лихоборы» и «Селигерскую», значительно улучшит транспортное обслуживание населения районов Бескудниковский, Западное и Восточное Дегунино, разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию, создаст скоростную связь между северными, центральными, юго-восточными и южными районами города, снизит нагрузку действующих пересадочных узлов. Особенно хочу отметить, что станции «Окружная» и «Верхние Лихоборы» строятся в сложнейших гидрогеологических условиях. Проходчики столкнулись с большим водопритоком, более 200 кубометров в час. На «Верхних Лихоборах» мы практически вручную, сантиметр за сантиметром «отодвигали» реку.
К строительству северо-восточного участка Третьего пересадочного контура метро мы приступили в 2016 году. Радиус включает четыре станции: «Стромынку», «Рубцовскую», «Лефортово» и «Авиамоторную» (с пересадкой на Калининскую линию). В конце августа Мосметрострой начал проходку первого тоннеля до станции «Лефортово», до конца октября планируем приступить к сооружению второго перегонного тоннеля.

Какие новые технологии, материалы и оборудование сегодня применяются Мосметростроем?
– Строительство метрополитена сегодня ведется беспрецедентными темпами, что невозможно без внедрения передовых технологий и правильной организации труда. Мы уделяем большое внимание развитию материально-технической базы – обновлению и модернизации парка строительной техники, приобретению горнопроходческого оборудования. Только за 2016 год нами пройдено с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) около 9 тыс. метров перегонов и более 6 тыс. метров тоннелей глубокого заложения, в том числе притоннельные сооружения и наклонные ходы.
При строительстве станций метрополитена мы внедряем новые проектные решения. Так, конструкция станции «Румянцево» не совсем типична для столицы – ее возвели на узкой полоске между оживленной автомагистралью и бизнес-парком. С целью экономии пространства и ограждающих конструкций при сооружении котлована было задумано строительство двухэтажного подземного сооружения, верхние этажи которого отведены под кассовый зал и служебные помещения.

В чем заключается стратегический потенциал компании с 85-летней историей?
– Московский метрострой построил 186 станций столичного метрополитена, проложил более 600 км перегонных тоннелей, а также возвел автодорожные развязки и магистрали общей
протяженностью более 30 км. Мы единственная строительная организация в России, удостоенная четырех орденов: Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. С момента основания компании и по сегодняшний день главным преимуществом является наш коллектив, который неоднократно подтверждал свой профессионализм в реализации сложных и незаурядных проектов. Большое количество наших инженеров и рабочих награждены государственными орденами и медалями за свой выдающийся труд.

Как вы считаете, с учетом того, что у Мосметростроя за плечами опыт зарубежных проектов и вы продолжаете участвовать в международных тендерах, могла бы компания больше строить в Москве и вновь стать монополистом на этом рынке? Или при наличии такого количества конкурентов, которые работают сегодня на столичном рынке, такой перспективы нет?
– Совершенно не связано то, что мы можем построить в Москве, с тем, что собираемся строить за рубежом. Мы поставили задачу территориально диверсифицировать деятельность компании. Отмечу, что слово «монополист» – многогранное. По западным критериям компания, которая имеет 15% на серьезном рынке, – уже монополист. Мы ориентируемся, что на Мосметрострой должно приходиться 35–40% столичного рынка, это для нас более чем достаточно. По сути, компаний, которые могут строить метро, не так много: в Москве работает всего шесть подрядчиков, и дай бог нам всем вместе справиться с поставленными задачами. Также наряду с развитием своей традиционной деятельности мы рассматриваем варианты сотрудничества с РЖД. В частности, в сфере развития сети транспортно-пересадочных узлов. Первым результатом нашего взаимодействия является успешный ввод в эксплуатацию ТПУ «Площадь Гагарина», который обеспечивает пешеходную связь между остановкой Московского центрального кольца и станцией метро «Ленинский проспект». Теперь на очереди ТПУ «Солнечная». Недавно были заключены контракты на проектирование и выполнение подготовительных работ по модернизации Владивостокского железнодорожного тоннеля на Дальнем Востоке, где мы уже приступили к реализации проекта. В случае успешной работы надеемся на дальнейшую загрузку наших подразделений на объектах ОАО «РЖД». Уверен, что проекты РЖД займут достойное место в портфеле заказов Мосметростроя в ближайшем будущем.

В заключение хотелось бы задать вам личный вопрос. А какой вы видите компанию «Мосметрострой» через 10 лет?
– За свою 85-летнюю историю Московский метрострой пережил немало сложных и судьбоносных событий не только для организации, но и в целом для всей страны. Это тяжелейшие годы Второй мировой войны, период перестройки, смена власти страны, нестабильные финансовые времена, однако мы продолжали строительство столичной подземки, не останавливаясь ни на день. Поэтому я убежден, что Мосметрострой и через 10, 20 и даже через 30 лет будет продолжать свое дело, дело жизни для десятка тысяч людей, которые с гордостью именуют себя метростроевцами.
Мы строили, строим и будем строить лучшее в мире метро!

ЕКАТЕРИНА ШЕРГИНА

print