Новостройки вместо заводов вместо Петербурга

23.03.2017

Новостройки вместо заводов: кто избавит город от «серости»

Новостройки вместо заводов

В последние годы в Петербурге стало появляться все больше новостроек на местах бывших промзон. Сохранится ли эта тенденция в дальнейшем, зависит от Смольного, где пока нет единого мнения, стоит ли полностью лишать город «серого пояса» вокруг исторического центра.

Свободных земельных участков, пригодных под жилую застройку, внутри городской черты почти не осталось – об этом девелоперы говорят уже несколько лет. Между тем резерв есть, и он огромный: по разным оценкам, от 6 до 12 тыс. га в так называемом «сером поясе» – промзонах вдоль Обводного канала, на Большой Охте, на Пискаревке, в Полюстрово и т. д.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАВОДОВ: ЗА И ПРОТИВ
Процесс вывода промышленных предприятий из центра города начался еще в советское время, но особенно активным он стал в конце нулевых. Одни переехали на Парнас (например, завод «Петмол»), другие – и вовсе за город (уместно вспомнить РНЦ «Прикладная химия»), некоторые сейчас находятся в процессе («Силовые машины» переводить в Колпино начали сравнительно недавно). А такие как фирма «Лето» и вовсе канули в небытие.

Правда, часть проектов по выводу предприятий из центра города реализовать так и не удалось. К примеру, перевезти в Кронштадт судостроительный завод «Адмиралтейские верфи», занимающий обширную территорию на берегу Невы. Уже тогда, десять лет назад, когда пошли разговоры о необходимости убрать из центра города опасный производственный объект, его руководство возражало против этого. Причина очевидна: не факт, что удалось бы сохранить весь высококвалифицированный персонал, – далеко не все согласились бы жить в Кронштадте или ездить туда ежедневно.

Схожими соображениями руководствуется нынешний глава городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин, который недавно на конференции по подготовке Генплана Петербурга на 2019-2043 годы призвал объявить мораторий на вывод предприятий из центра Северной столицы. По его словам, в промышленности и смежных с ней отраслях работает более миллиона горожан, и если всех их заставить ездить на работу за КАД, то мегаполису грозит транспортный коллапс.

Впрочем, у чиновника тут же нашелся оппонент – из числа его коллег. Глава комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Владимир Григорьев напомнил, что вывод промышленности за черту города – общемировая практика. При этом там, где хорошо развит скоростной общественный транспорт, никакого коллапса не случается.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
В августе прошлого года КГА провел архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепции редевелопмента «серого пояса» вокруг центральных районов Петербурга. Три пилотных пятна южнее Обводного канала – «Екатерингоф», «Волковскую» и «Французский ковш» – планируется застроить в следующей пропорции: 40% жилья, по 30% – рекреационные зоны и коммерческая недвижимость.

На территории «Французского ковша» можно возвести 300 тыс. кв. м недвижимости. Смольный уже подобрал для Мукомольного комбината, находящегося на берегу Обводного, новый участок площадью 10 га на Парнасе. Но схема финансирования этого проекта пока совершенно неясна. А без реальных инвесторов результаты архитектурных конкурсов – это просто набор красивых картинок.

У сторонников редевелопмента «серого пояса» (а это в основном девелоперы) есть множество аргументов в пользу этого процесса. Основной из них – множество промзон давно не используются по своей основной функции, а просто сдаются в аренду под склады, автомастерские и т. д.

«Тысячи гектаров рядом с центром города – это натуральные руины. Здесь давно уже ничего не производят. К тому же промышленность сейчас совсем не такая, какая была еще 100 лет назад: некоторые высокотехнологичные заводы умещаются в трех комнатах, огромные цеха им ни к чему. Что-то, конечно, можно и оставить, но в основном город ничего не потеряет от редевелопмента. А совсем наоборот», – рассуждает генеральный директор компании «Петрополь» Марк Лернер.

Без помощи государства редевелопмент в Петербурге развивается достаточно хаотично. Застройщики как изюм из булки выковыривают наиболее вкусные участки с наилучшей транспортной доступностью и готовой инженерией. Но для комплексного развития всей территории, как правило, ничего не делается. Проекты на месте Артиллерийского завода на проспекте Маршала Блюхера – едва ли не единственное исключение.

ПРОГРАММА РЕДЕВЕЛОПМЕНТА НА ТРИ ГОДА
Еще раз подчеркнем: редевелопмент в Петербурге все же развивается. По словам руководителя КЦ «Петербургская недвижимость» Ольги Трошевой, примерно из 240 строящихся на территории Петербурга жилых комплексов 40 – то есть 18% – возводятся на месте бывших промзон. «При этом по сравнению с 2008-2013 годами их стало больше в разы. Правда, сейчас мы не ожидаем скачкообразного роста. Скорее число площадок редевелопмента будет увеличиваться на одну-две в год, в общем, незначительно», – полагает она.

Отметим, что в прошлом году аналитики «Бюллетеня недвижимости» насчитали 38 таких объектов, то есть вышеупомянутая тенденция налицо.

Самые крупные и долгоиграющие проекты – это ЖК «Галактика» и «Московские ворота» (оба – «ЛенСпецСМУ») на месте Варшавской железной дороги и завода «Вагонмаш». Сразу несколько комплексов возводится на территории бывшего мясокомбината «Самсон» в Московском районе.

Другая перспективная локация – Октябрьская набережная между Володарским и Большеохтинским мостами. Две новостройки – ЖК «Цивилизация» и «Светлый мир “О’Юность…”» – там уже есть, но потенциально там их вполне может быть и 20.

Прошлый год стал переломным для Петровского острова: там появилось три новых проекта и еще шесть получили разрешения на строительство. Почти все находятся на месте промышленных предприятий, самым крупным из которых является бывший пивзавод «Бавария».

«В перспективе эта тенденция будет только крепнуть – за счет масштабного редевелопмента. Потенциально же площадь участков под жилую застройку и апартаменты на Петровском острове – порядка 50 га», – отмечает директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка Холдинга RBI Вера Сережина.

В ближайшие три года проектов редевелопмента в Петербурге станет еще больше. Выделим наиболее интересные из них.

Во второй половине текущего года ГК «ЦДС» собирается вывести на рынок жилой комплекс на Белоостровской улице в Приморском районе, на месте НПО «Абразивный завод “Ильич”», – это приблизительно 240 тыс. кв. м жилья.

Уже получил разрешение на строительство жилого комплекса на Пионерской улице Завод станков-автоматов.

Два дома с общей площадью квартир около 11 тыс. кв. м возведет инвестор – Холдинг RBI. Проект любопытен прежде всего с точки зрения локации: новое строительство на Петроградской стороне возможно исключительно за счет редевелопмента, и самые удобные участки давно распроданы и застроены.

Еще один крупный объект находится на стадии получения разрешения на строительство. Жилой комплекс на месте кондитерской фабрики «Ландрин» (прежде носила имя Микояна, а затем называлась «Азарт») на Большом Сампсониевском проспекте включит многоквартирные дома, многоуровневый паркинг, детский сад и коммерческие объекты. Номинальный застройщик – ООО «Георг Ландринъ» – владелец участка, который, очевидно, подберет себе (или уже подобрал) партнера из числа известных строительных компаний.

Наконец, один из наиболее амбициозных проектов редевелопмента в Петербурге пока имеет только архитектурную концепцию, и начала его реализации в нынешнем году ждать не стоит. Речь идет о застройке территории завода «Красный выборжец». Эскиз планировки участка площадью 26 га в районе Свердловской набережной был недавно утвержден Градсоветом. Здесь компания «БФА-Девелопмент» хочет возвести 157 тыс. кв. м жилья, детский сад на 380 мест, школу на 825 мест, паркинги на 2,4 тыс. машиномест, а также офисную и коммерческую недвижимость.

Все остальные перспективные проекты редевелопмента – скажем, строительство жилья на месте цехов «Электросилы» – находятся скорее на уровне разговоров, и пока до их реализации еще очень далеко.

Источник:www.gazeta.bn.ru