Новые храмы Москвы

25.01.2017

Свинцовые купола с каменными крестами. В столице сейчас возводится 44 храма

Новые храмы

С момента начала реализации программы по строительству в Москве православных храмов, отсчет которой идет с апреля 2011 года, в столице построена и реконструирована 51 церковь. В городе на сегодняшний день возводится 44 святыни. Только в минувшем году развернуто строительство на 13 площадках, а также завершены работы по подбору 200 земельных участков для возведения церквей.

Несмотря на активное строительство храмов, столица пока находится на одном из последних мест среди больших российских городов по количеству церквей на душу населения. И если в дореволюционной Москве один храм приходился на 1,5 тысячи человек, то в начале нынешнего века – на 40 тысяч. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «оптимальным для Москвы можно считать соотношение один храм на двадцать тысяч населения. Чтобы достичь подобных результатов, столице нужно иметь порядка 600 храмов».

Изначально программа опиралась на концепцию возведения модульных храмов, рассчитанных на 200, 300 и 500 молящихся. Такая конструкция позволяла максимально ускорить строительство. Предполагалось, что для этого будет использоваться определенный набор архитектурных элементов – своего рода конструктор, который бы позволял компоновать постройки, имея в запасе несколько вариантов основных храмовых объемов, приделов, притворов, шатров, куполов, барабанов, луковиц, которые можно было взаимозаменять. Однако москвичи дружно выступили против идеи модульности. Горожан не устраивали церкви, не имевшие ни архитектурного стиля, ни сколько-нибудь выраженной индивидуальности. «Народ возмущался, что не хочет возобновить практику безликого строительства. Критики, впрочем, были отчасти правы. Мы же исходили из реальности и нехватки средств, пытались максимально удешевить работы», – сказал Патриарх.

Избегая типового строительства, многие приходы взяли на себя ответственность за облик будущих святынь и решили собирать деньги на индивидуальные проекты, привлекая к работе известных архитекторов. Идея подтолкнула творческую мысль, и сегодня в отечественной архитектуре формируется целое направление, касающееся храмостроения.

«Современные архитектурные решения опираются, как правило, на лучшие образцы церковного зодчества прошедших веков», – отмечает один из ведущих специалистов в области храмостроения, заслуженный архитектор РФ Андрей Оболенский. Так, в ряду особо талантливых новостроек можно выделить храм в честь святого правоверного князя Александра Невского на улице Лобачевского – прообраз древних церквей Новгорода и Пскова, церковь в честь святой блаженной Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской – современная трактовка школ храмостроения, преобладавших на Руси в XVI–XVII веках. Замечательно смотрится храм Покрова Пресвятой Богородицы в стиле русского модерна на пересечении Тамбовской и Ясеневой улиц, а также яркий образец русской шатровой архитектуры – храм в честь Иверской иконы Божией Матери на Мичуринском проспекте. Это и единственный в Москве храм в византийском стиле в честь иконы Божией Матери «Воспитание» на 1-й Вольской, с необычно широкими свинцовыми куполами и каменными крестами. Храм состоит из двух церквей. Небольшая нижняя (в честь Рождества Христова) – крестильная, где в полу устроена мраморная купель для крещения. Пол вымощен плитками из натурального камня. Алтарь сделан по прообразу алтарей древних христиан. Огромный каменный престол и жертвенник дополняют образ римских катакомб, где собирались первые последователи Христа. Иконостаса в традиционном понимании здесь нет – не позволяют опирающиеся на алтарное возвышение толстые колонны. В перспективе их украсят мозаичные иконы. Железобетонные, стилизованные под дерево балки потолка даже специалисты с первого взгляда принимают за деревянные. Люстра, воссозданная по остаткам люстры XIV века. В основной церкви в честь иконы Божией Матери «Воспитание» большой круглый зал отделен от боковых переходов массивными колоннами с капителями, выполненными из резного камня. Наборный пол также из натурального камня. Камнем облицованы престол и жертвенник. В церкви установлено красивое паникадило и необычные боковые светильники. Приделы храма размещаются по бокам от главного зала на втором этаже.

Вместе с тем выяснилось, что ходе подготовки к строительству малых храмов (на 200–300 человек) времени и сил на получение всех разрешительных согласований, на разработку предпроектной, проектной и строительной документации, да и на само строительство уходит ненамного меньше, чем на строительство большого храма. В связи с этим на осеннем заседании попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Патриарх распорядился проектировать и строить в Москве храмы не менее чем на 500 прихожан.

«Необходимо признать, что сегодня храмы становятся социально значимыми объектами наравне со школами, детскими садами и поликлиниками, и теперь официально включаются в проект застройки осваиваемых территорий. Методом проб и ошибок мы создали эффективный механизм, который позволяет успешно проходить все этапы строительства – от момента определения участка до сдачи объекта в эксплуатацию. При этом процесс находится под постоянным контролем – на любую нештатную ситуацию мы реагируем немедленно», – отмечает советник Патриарха по вопросам строительства, куратор программы по возведению в столице православных храмов от правительства Москвы Владимир Ресин. При этом он подчеркивает, что серьезно помогают в возведении храмовых комплексов различные коммерческие организации.

«Однако основную помощь строительству все же оказывают сами приходы и прихожане. Яркий тому пример – возведенный фактически за год храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, – говорит Ресин. – Желанию москвичей не смогли помешать ни специально организуемые протесты, с помощью которых организации пытались отсудить в свою пользу переданные Церкви земли, ни иные устраиваемые ими многочисленные препоны. Опираясь на желание жителей района построить храм в память погибших авиаторов, участие в данном строительстве приняли люди разных конфессий – как православные, так и иудеи, мусульмане и даже последователи Кришны. Приход вместе с настоятелем отцом Василием Биксеем возвел этот великолепный храм в рекордные сроки».

ВИКТОР ДМИТРИЕВ

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print