Новый музей Москвы

17.05.216

Уперлись в крепостную стену. Фрагменты Белого города станут основой нового столичного музея

Белый музей Москвы

Решение создать музей на месте найденных фрагментов стены Белого города должно порадовать всех, кто любит и знает историю Москвы и, в частности, историю Белого города – крупнейшей русской крепости протяженностью 9,5 км, просуществовавшей всего два века и, казалось, исчезнувшей без следа. Да и столице точно не помешает еще одно место притяжения туристов вроде музеефицированных руин Рима, Лондона, Вены, Кельна и многих других европейских городов.

64-метровый фрагмент стены Белого города, найденный на Хохловской площади, на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 метра – кладка прослеживается на высоту от 60 см до 1,5 метра. Уникальной находкой археологов стали также белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны. В общем, есть что показать, но вот уже почти десять лет эти руины, обнаруженные в 2007 году во время подготовки строительства развлекательного центра с подземной парковкой, накрыты пластиковым навесом.

Работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Что, собственно, и стало поводом для голосования на сайте «Активный гражданин»: что дальше делать с этими археологическими артефактами?
Почти 66% из проголосовавших (против 10%) сочли, что эти руины достойны стать музеем. Еще около 20% голосовавших доверили решение вопроса экспертам.

Правда, среди экспертов все эти годы, что находка ждала своей участи, единодушия не было. Одни предлагали срочно законсервировать (то есть опять засыпать землей) остатки стены, потому что навес, защищавший руины с момента нахождения памятника, стал разрушаться, а погодные условия и выхлопные газы – постепенно уничтожать старинную кладку.

Другие, в частности историк архитектуры и москвовед Денис Ромодин, были категорически против. «Засыпка котлована может привести к механическому повреждению фрагментов, – опасался он. – Лучше сделать так, как это сделали в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли. Их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной». И, судя по результатам опроса, большинство москвичей, проголосовавших на сайте, разделяют его мнение.

Теперь экспертам предстоит решить, каким может стать новый музей. В мире немало примеров музеефикации древних раскопок. Так, уже прозвучали намерения ориентироваться на древнеримский преторий в Кельне, раскоп Виндобона в Вене, а также стокгольмский музей-корабль «Васа».

«Подземный город» в Кельне
Некоторые античные памятники обнаружили в Кельне, разбирая завалы после бомбежек. Другие – при новом строительстве. Причем их в этом городе столько, что власти в начале XXI века решили открыть целый подземный музей площадью 8000 кв. метров – с руинами дворца римского наместника (фото 1), канализацией I века и подъездными путями, ведущими к площади перед ратушей.

Правда, проект, который обещали реализовать к 2010 году, до сих пор не завершен, но и сегодня здесь можно уже увидеть немало интересного: шахты средневековых колодцев, цистерну II века н.э., катакомбы.
В сыром и пахнущем плесенью подземелье хорошо сохранилась выложенная камнем канализация древнеримского поселения «cloaca maxima», проложенная в I веке н.э. к берегу Рейна. Слегка согнувшись, по этому каналу и сегодня можно пройти 170 метров. Археологи намерены раскопать еще 40 метров, тогда посетители смогут делать круговую экскурсию под землей.

«Видобонский лагерь» в Вене
Виндобона – так вначале называлась Вена, точнее, римский лагерь, который был расположен на ее территории. Теперь же увидеть его можно на площади Хоэр Маркт – в древности именно там находился тот самый «Видобонский лагерь»
Нашли его не случайно: в том месте проводились раскопки римских руин. Сегодня, спустившись под землю у дома № 3, любой желающий может увидеть развалины стен домов римских военачальников II–III вв. н.э. Историки утверждают, что именно здесь, в одном из когда-то целых домов скончался от чумы сам Марк Аврелий.

А возле дома № 6 по Михаэлерплатц доступно еще одно место раскопок Виндобоны, которые представляют собой остатки крепостной стены, домов и коммуникаций исторического поселения. Место раскопок выполнено в мраморном обрамлении.

Vasa в Стокгольме
Vasa – единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль XVII века – демонстрируется в специально построенном музее в Стокгольме (фото 3). После нескольких лет подготовительных работ в 1961 году он был поднят с морского дна. И перед специалистами встала задача его сохранении.
Первоначально Vasa обдавалась струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался поли-
этиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение многих лет. Но и это не стало панацеей. Сохранение корабля в решающей степени зависит от поддержания стабильного микроклимата.
Пока корабль находился в воде, железные болты проржавели, дубовая древесина почернела. Под конец его части скреплялись только деревянными шпонками. Загрязняющие вещества в воде привели к образованию большого количества серы, которая проникала в дерево. В настоящее время сера вступает в реакцию с кислородом, что приводит к образованию серной кислоты. Кислота разъедает дерево, хотя для посетителей музея она безопасна. Исследования в аспекте выработки технологии длительного сохранения Vasa продолжаются по сей день.

Под землей или за стеклом?
Интересный опыт музеефикации раскопок применен в Афинах. Обнаруженные при прокладке метро руины древних стен были зафиксированы в их текущем положении, став частью подземного музея. Станции «Монастираки» (фото 4) и «Синтагма» стали основными выставочными пространствами для уникальных находок: «Монастираки» даже пришлось расширить, чтобы продемонстрировать руины, а на «Синтагме» культурный слой, защищенный стеклом, стал одновременно и музейным экспонатом, и элементом интерьера.

Сохраняют памятники археологии и на открытом воздухе. Так, например, в тех же Афинах раскопки прямо посреди города закрывают от осадков стеклянными конструкциями. Подобный прием применен в Москве в «Коломенском», где под прозрачной конструкцией оказались фундаменты Кормового и Хлебного дворов. Часть фундаментов просто защищена сверху слоем кладки и бетона, на траве как будто бы нарисованы планы старинных зданий.

Замечательный пример сохранения участка крепостной стены по частной инициативе находится в Лондоне на Куперз-Роу, недалеко от Тауэра (фото 5). Здесь участок стены, снабженной исторической справкой, законсервирован в руинированном виде и является частью небольшого общественного дворика с кафе, где также проводятся лекции.

Первым московским, а то и российским аналогом такого музея-лектория вполне может стать и стена Белого города на Хохловской площади.

Позиция авторов в рубрике «Особое мнение» может не совпадать с точкой зрения редакции.

ЛЕГЕНДЫ БЕЛОГО ГОРОДА

Как пишет москвовед Александр Можаев, основным поводом к началу стройки Белого Царева города стала трагедия, произошедшая в 1571 году. Подступивший к городу крымский хан Девлет-гирей поджег деревянные посады, мешавшие штурму, – а посады в ту пору занимали территорию от Кремля и практически до нынешнего Садового кольца. Город полыхнул и за три часа выгорел так, что татары даже не стали входить на пожарище, делать там было нечего.

Сразу после этого Иван Грозный велел строить новую линию городских укреплений, поначалу древоземляных. Это было временное решение, подготовительный этап для каменной крепости, которую в 1585 году, уже после смерти Грозного, повелел ставить его сын Федор. Но по факту начальником строительства был Борис Годунов, тогда еще не царь, а главным архитектором и инженером – придворный мастер Федор Конь.

Конь поставил стену в ров, вырытый ранее, а вал оказался внутренним прикрытием стены – если стена, предположим, будет разрушена взрывом, вал никуда не денется.

У Годунова, в 1587-м ставшего фактическим правителем государства, был еще один повод скорее начать стройку: неурожайные годы следовали один за другим, народ волновался. И тогда Борис Федорович решил занять народ созидательным трудом: следом за 9-километровым Белым городом (ныне Бульварное кольцо) был выстроен 15-километровый Скородом (вал с деревянными стенами и башнями, нынешнее Садовое кольцо). А также огромный комплекс каменных торговых рядов и Запасной дворец, крупнейший в России (его название говорит само за себя, ибо дворцов у Бориса и так было в достатке). Впрочем, как известно, даже эта мудрая трудотерапия не спасла Россию от чудовищной Смуты.

Созданная за очень короткий срок стена сильно пострадала в Смутное время. А после Северной войны окончательно потеряла фортификационное значение. С ворот Белого города сняли охрану, перестали запирать на ключ по ночам, и москвичи понемногу стали разбирать стены на кирпич для собственного жилья.

В 1763 году в царском указе о строительстве Воспитательного дома Москворецкой набережной было сформулировано: «старую городскую стену употребить в строение». К этому времени она совсем обветшала (в 1750 году при обрушении стены у Всехсвятских ворот погибли четверо обывателей), а в наиболее опасных местах уже была разобрана и сложена в штабеля и груды.

Ее материала хватило и на Воспитательный дом, и на ремонт Арсенала, и на собственный дом главнокомандующего Москвы (нижние этажи нынешней мэрии на Тверской улице). Кирпич тогда был в большом дефиците, так что аппетит застройщиков смел древнюю крепость под абсолютный ноль, во многих местах были вынуты даже фундаменты.

Впрочем, такова судьба многих внешних стен в городах Европы – они становились не нужны, ветшали и однажды уступали место вошедшим в моду бульварам.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

Добавить комментарий