Новый Toyota Fortuner — тест-драйв ЗР

В российскую армию внедорожников Тойоты для несения службы прибыл рамный Fortuner.

Fortuner преодолевает брод глубиной до 700 мм. От возможного перегрева раздаточную коробку защищает радиатор.

Fortuner преодолевает брод глубиной до 700 мм. От возможного перегрева раздаточную коробку защищает радиатор.

Toyota Fortuner

Длина / ширина / высота / база 4795 / 1885 / 1835 / 2745 мм

Снаряженная / полная масса 2260 / 2735 кг

Двигатель дизельный, Р4, 16 клапанов, 2755 см³; 130 кВт/177 л.с. при 3400 об/мин; 450 Н·м при 1600–2400 об/мин

Максимальная скорость 180 км/ч

Топливо/запас топлива ДТ/80 л

Трансмиссия полный привод; А6

Война за российских почитателей рамных внедорожников в прошлом году разгорелась с новой силой. Пошли в наступление китайцы с обновленным гигантом Haval H9, подтянулась тяжелая артиллерия в лице дизельного Mitsubishi Pajero Sport, не сдает позиции и претерпевший полтора года назад рестайлинг Kia Mohave. Дабы не упустить стратегическое преимущество, командование Тойоты перебрасывает из Таиланда нового бойца по имени Fortuner. Именно в этой солнечной стране собирают машину для развива­ющихся рынков.

Мы вроде как тоже развивающиеся. И в российском модельном ряду Fortuner встанет ниже культового Prado. Не столько по цене, сколько по имиджу. Впрочем, с ценами мы еще разберемся.

Новобранец

Fortuner десантировался неожиданно, поскольку прежде попадал к нам либо по серым каналам, либо уже в почтенном возрасте — доживать свои деньки. Этот Fortuner — второго призыва: он встал в строй в 2015 году. Базируется на глобальной платформе IMV (innovative international multi-purpose vehicle), которая известна у нас по пикапу Hilux восьмого поколения. В основе IMV — доработанная рама Хайлакса прошлого поколения, образца 2004 года. Поперечины сделали толще, чтобы поднять прочность на изгиб и кручение. Ради улучшения управляемости увеличили жесткость соединений. Хоть кувалдой бей — выдержит.

Раму пикапа Hilux усилили в точках крепления заднего моста.

Раму пикапа Hilux усилили в точках крепления заднего моста.

В отличие от пикапа, у Фόрчунера задняя подвеска не рессорная, а пружинная. Под капотом — дизель 2.8 серии 1GD-FTV (177 л.с.), работающий в паре с 6-ступенчатым гидромеханическим автоматом.

Этот внедорожник не для городского гламура. Уже в базе стоят шины AT — all terrain (265/65 R17). Для «восемнадцатых» колес предлагают более легковые покрышки HT (265/60 R18), но на моей машине стоят 18‑дюймовые шины Goodyear Wrangler Duratrac с мощными боковыми грунтозацепами: путь лежит в сторону Нугушского водохранилища (это в Башкирии), а там без таких «зубастиков» просто нельзя.

Передняя подвеска независимая, двухрычажная. Всё как у Хайлакса, но настройки пружин и амортизаторов свои.

Передняя подвеска независимая, двухрычажная. Всё как у Хайлакса, но настройки пружин и амортизаторов свои.

Сзади вместо рессор — пружины, четыре рычага и тяга Панара. Штоки амортизаторов толще, чем у Фόрчунера первого поколения. Сечение стабилизатора поперечной устойчивости примерно как на LC Prado без системы гашения колебаний KDSS. Это позволило уменьшить крены в поворотах.

Сзади вместо рессор — пружины, четыре рычага и тяга Панара. Штоки амортизаторов толще, чем у Фόрчунера первого поколения. Сечение стабилизатора поперечной устойчивости примерно как на LC Prado без системы гашения колебаний KDSS. Это позволило уменьшить крены в поворотах.

По машинам!

Архитектура передней панели знакома по Хайлаксу (те же приборы и 7-дюймовый дисплей медиасистемы Touch 2), но в салоне богаче: и пластик другой, и отделка лучше. На углах центральной консоли — мягкие накладки: чтобы уберечь колени на бездорожье. Обтянутый кожей руль регулируется по вылету и углу наклона, есть обогрев передних сидений, руля, лобового стекла в зоне покоя стеклоочистителей и вязкостный догреватель двигателя.

Сенсорные клавиши по бокам центрального дисплея — дань моде. Регулировать громкость удобнее вращающейся ручкой, а не кнопками. USB-порт один. И не подсвечен: чтобы попасть в него с первого раза, да еще в темноте, нужно быть снайпером. Есть вопросы и к расположению подножек: они задвинуты слишком глубоко под пороги — ставить на них ногу неудобно, а испачкаться легко.

Передняя панель напоминает о Хайлаксе, но материалы побогаче. Верхняя крышка перчаточного ящика обшита кожей, на руле и центральной консоли — вставки под дерево. Семидюймовый сенсорный дисплей послушен руке в перчатке.

Передняя панель напоминает о Хайлаксе, но материалы побогаче. Верхняя крышка перчаточного ящика обшита кожей, на руле и центральной консоли — вставки под дерево. Семидюймовый сенсорный дисплей послушен руке в перчатке.

В середине панели приборов — 4,2‑дюймовый дисплей, который подсвечен по бокам двумя голубыми лучами.

В середине панели приборов — 4,2‑дюймовый дисплей, который подсвечен по бокам двумя голубыми лучами.

USB-разъем всего один и не под­свечен.

USB-разъем всего один и не под­свечен.

Перчаточный ящик двухсекционный, его верхняя часть охлаждаемая. Рядом — выдвижной подстаканник.

Перчаточный ящик двухсекционный, его верхняя часть охлаждаемая. Рядом — выдвижной подстаканник.

Третий ряд сидений — компромисс. Даже худым тесно! Заявленное производителем расстояние от спинки третьего ряда до спинки второго — 512 мм, и этого мало. Складывать кресла несложно: они легко поднимаются к бортам. И крепеж надежен: даже на лютом бездорожье, когда автомобиль бросает из стороны в сторону, кресла не скрипят и не раскачиваются.

Во втором ряду троим будет тесно: туннель крупный. В потолке — два воздуховода.

Во втором ряду троим будет тесно: туннель крупный. В потолке — два воздуховода.

Сиденья третьего ряда поднимаются к бортам, почти не скрадывая пространство в багажнике.

Сиденья третьего ряда поднимаются к бортам, почти не скрадывая пространство в багажнике.

Я насчитал 13 подстаканников и подбутыльников.

Я насчитал 13 подстаканников и подбутыльников.

Выезжаем из Оренбурга по асфальту. Зубастые внедорожные шины идут по трещинам жестко, что отражается зудом на руле. А еще шины — основной источник шума в салоне. Мотор практически не слышно, хотя шумоизоляция послабее, чем в Prado.

Дизель выдает предельный крутящий момент уже при 1600 об/мин, поэтому даже без включения спортрежима и манипуляций подрулевыми лепестками проблем с обгонами не возникает. В спортрежиме коробка приободряется, а педаль газа становится острее — ускорения получаются напористее, вкуснее.

В поворотах Fortuner кренится, как все рамные машины с длинноходной подвеской, но не пугает волнообразной раскачкой и ощущением, что вот-вот пролечу мимо поворота. Тормозá приятно удивили: замедление понятное и прогнозируемое.

У новобранца жестко подключаемый передний мост, раздатка с демультипликатором и блокировка заднего дифференциала. А трансмиссия «парт-тайм», как мы знаем, на скользком покрытии не так уж хороша: Fortuner не столь уверен, как Prado и «двухсотка».

На прорыв

Ближе к водохранилищу дорога превратилась в «направление», а под колесами оказалось нечто вроде мягкого пластилина, а оно моментально забивает протектор. Подключаю переднюю ось (это можно делать на скоростях до 100 км/ч). Шины отлично гребут, а клиренса в 225 мм хватает, чтобы уверенно двигаться вперед. Проехал спокойно, даже не включая пониженный ряд трансмиссии.

Угол въезда — 29°, съезда — 25°. Ход подвески внушительный. Шины Goodyear Wrangler 265/60 R18 — мечта многих владельцев внедорожников.

Угол въезда — 29°, съезда — 25°. Ход подвески внушительный. Шины Goodyear Wrangler 265/60 R18 — мечта многих владельцев внедорожников.

А вот в колеях, пробитых «шишигами» и Уралами, нужно быть осторожнее. Сесть на межколейный бугор легко. Не поможет ни понижайка, ни блокировка заднего дифференциала. Буксировочные проушины — под бампером, и выйти чистым из грязи не получится. К счастью, всё прошло без проблем. Но на следующий день ждал сюрприз — выпал снег и подморозило.

Передний дифференциал оснащен температурным датчиком, сигнализирующим о перегреве. Блокировка заднего дифференциала — базовое оснащение.

Передний дифференциал оснащен температурным датчиком, сигнализирующим о перегреве. Блокировка заднего дифференциала — базовое оснащение.

Теперь без пониженной передачи никак. А на обледенелых спусках незаменимым оказался электронный помощник DAC. Включаю его клавишей, отпускаю педали и корректирую траекторию рулем. Система деликатно спускает машину с крутого спуска. Главное со страху не нажать тормоз, иначе корма сразу норовит обогнать передок, а это может закончиться печально.

Кто кого?

Пока у дизельного Фόрчунера две комплектации: Элеганс за 2 599 000 рублей и Престиж за 2 827 000 рублей. Базовый пятиместный Prado с бензиновым мотором объемом 2,7 литра и механической коробкой заметно дешевле: 2 199 000 рублей. Но если брать семиместный дизельный Prado 2.8 в богатом исполнении Lux Safety, то его цена подскочит до 3 957 000 рублей. Есть над чем поломать голову.

Вот-вот у Фόрчунера появятся более доступные бензиновые версии со знакомым по Prado двигателем 2TR-FE (2,7 л, 163 л.с.), сопряженным с автоматом или механикой, и статус-кво будет восстановлен. Но внутреннего каннибализма всё равно не избежать. Покупателей будет переманивать ­и дизельный Mitsubishi Pajero Sport (2 849 990 рублей).

Не боится бездорожья Подножки неудачны, USB-разъем всего один, сенсорные кнопки центрального дисплея неудобны

БОЕВОЙ ДЕД

Fortuner первого поколения (Toyota SW4) построен на шасси пикапа Hilux седьмой генерации. Дебют состоялся в 2004 году, а в 2005‑м в Таиланде стартовало производство пяти- и семиместной версий. Выпускали как заднеприводные, так и полноприводные модификации. Автомобиль пережил два рестайлинга — в 2008 и 2011 (на фото) годах.

Fortuner оправдал свое имя. Рыночная фортуна повернулась к нему лицом: сборку организовали в Пакистане, Малайзии, Индии и Аргентине — с 2005 по 2015 год ­было продано свыше миллиона машин.