О столичных пробках

14.07.2016

«Молодые семьи в Берлине сегодня не покупают автомобиль». Клаус Воверайт о столичных пробках, промышленных зонах и молодежном досуге

О столичных

Одна из тем, которую обсуждали на недавно завершившемся Московском урбанистическом форуме чиновники и эксперты, – будущее крупнейших мировых мегаполисов. Экс-мэр Берлина и один из самых ярких политиков современности Клаус Воверайт рассказал «Московской перспективе», как важно уметь признавать свои ошибки и как договариваются в Германии представители власти и бизнеса.

Господин Воверайт, насколько полезным для вас оказался Московский урбанистический форум?
– Безусловно, очень полезным. Я считаю, что такого рода мероприятия крайне важны. Прекрасная площадка для обмена идеями и опытом. Потому что, с одной стороны, большие города всего мира очень разные, а с другой — проблемы у них схожи. И эти сложности вы прекрасно знаете: затрудненное автомобильное движение, ветшающие дома и многое другое.

Оглядываясь назад, на долгие годы вашего руководства Берлином, думаете ли вы об ошибках, которые допустили?
– Я считаю, что ошибки делает абсолютно каждый. Но если можно исправить свой промах, то я не вижу проблемы в том, чтобы сказать об этом своим гражданам и сделать все необходимое для исправления ситуации. Другой вопрос, если ты не заметил, что допустил ошибку, тогда и исправить ее тяжело, потому что ты попросту не знаешь, что она есть.

В Москве сегодня активно реконструируют промышленные территории. В Берлине есть подобные удачные примеры?
– Да, у нас есть две такие зоны. Одна из них расположена в северо-восточном районе Берлина (Buch). Ранее здесь находился крупнейший в Евразии лазарет. Сегодня этот район известен прежде всего своими лечебно-медицинскими и научно-исследо-вательскими учреждениями. Здесь в разное время работали ученые и практики мирового уровня. Это совершенно новое пространство, где применяются новейшие медицинские технологии.
Второй удачный пример – научно-технический парк Adlershof на окраине Берлина, он занимает около 420 га. Изначально территория задумывалась как «интегрированный ландшафт науки и экономики», парк был создан на базе Академии наук ГДР. Финансирование проекта на первоначальном этапе осуществлялось из средств, полученных от приватизации коммунальных сетей территории. Первыми резидентами технопарка стали два института, входящих в состав университета имени Гумбольдта. Но изначально дела шли тяжело. Например, была необходимость поддержки со стороны университетского сообщества, а этого удалось добиться не сразу. Сегодня можно с уверенностью сказать, что оба эти проекта состоялись и успешно работают.

Как в Германии договариваются представители власти и бизнеса? Предоставляются ли предпринимателям какие-то налоговые льготы или другие преференции?
– О налоговых льготах речи в принципе идти не может. В Германии такая практика не применяется. Но конечно же есть помощь от правительства. Во-первых, это субсидии. То есть если вы строите, например, новый завод, то можете на них рассчитывать. И во-вторых, это помощь при создании рабочих мест, за каждое из которых положена определенная льгота.

 Какой вам видится современная Москва?
– Если говорить о плюсах, то мне очень понравилось решение, принятое столичным правительством относительно озеленения города. Сегодня я вижу, что идет активное строительство новых парков и рекреационных территорий.
Если говорить о проблемах, то самая главная из них, безусловно, пробки на дорогах. Сегодня в городе нельзя гарантировать людям возможность оперативно добраться из точки А в точку Б. Для того чтобы разрешить эту ситуацию, на мой взгляд, необходимо развивать общественный транспорт, а для этого нужно инвестировать очень крупные средства.

 Какова сейчас ситуация с пробками в Берлине?
– Проблема есть, но не в таком масштабе. Например, если перед нами стоит 4 машины – это пробка, если 400 – тоже. Поэтому все в мире относительно.
У нас был опыт борьбы с дорожными заторами. Но сейчас город в этом плане стал очень комфортным. Вы можете передвигаться по нему на машине, но есть и много альтернативных транспортных средств. И, как правило, молодые семьи в Берлине сегодня не покупают автомобиль, а берут его в каршеринг. Также они активно пользуются велосипедами, метро и автобусами.

Когда вы были мэром Берлина, вы делали ставку на культурную составляющую: организацию молодежных мероприятий, всевозможных парадов. Это дало ожидаемый эффект?
– Да, безусловно. И самое главное, таким образом вы можете создать необходимую атмосферу в городе, потому что в мегаполисах нужны развлечения. В первую очередь мы говорим о молодом населении, но и об остальных горожанах, конечно, забывать нельзя. Такие мероприятия, как Love Parad и многие другие, очень полезны, но требуют определенной инфраструктуры. Не стоит ограничиваться средствами, которые вкладываются в оперные театры, концертные залы и консерватории. Этого недостаточно. Надо вкладывать и в базовые развлечения, которые ориентированы на потребителя современной культуры.

В Москве тоже проходит много интересных фестивалей, например, «Круг света», «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», Фестиваль фейерверков и т.д. Вы хотели бы посетить их?
– Да, конечно! Я бы с удовольствием приехал и посмотрел. У нас также есть свой Фестиваль фейерверков, который основан на взаимодействии пиротехники и музыки. Есть и Фестиваль света.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print