Образование для нужд ТЭК

Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов

Генеральный директор АО «Трансэнерком» Шевцов Олег Владимирович
Образование для нужд ТЭК

Полгода назад Замминистра энергетики Анастасия Бондаренко сравнила современное образование с конструктором Лего и отметила, что ВУЗы стали более гибкие в своих взаимоотношениях с работодателями.
Дефицит квалифицированных кадров в последние годы наблюдается во всех отраслях российской экономики, но больше всего «кадровый голод» заметен в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), где специалистов не хватает на всех направлениях: от генерации электроэнергии до ее распределения конечным потребителям. Острее всего ощущается нехватка инженеров, электромонтажников, диспетчеров, релейщиков. На данный момент в ТЭК более 40–45% сотрудников предпенсионного возраста, 25–30% специалистов среднего возраста, которые придут на смену старшему поколению, и всего 10-15% 25–30-летних. Выпускники ВУЗов приходят работать по специальности только в 5-7% случаях.

На данный момент высшие учебные заведения дают базовые знания, которых не хватает в условиях развития новых направлений топливно-энергетического комплекса, таких как цифровизация и внедрение IT-технологий, умных комплексов мониторинга и управления производственной деятельностью. В сфере обновленной технологичной энергетики (энергетика 4.0) наиболее востребована специальность «data scientist» (специалист по обработке данных). Выбирают эту профессию в основном молодые мужчины 25-34 лет (81%) и только 3% представителей этой профессии — люди старше 45 лет. Женщин в этой специализации пока немного.

В 2020 году ВУЗы продолжают проводить совместные обучающие кампании с предприятиями ТЭК: на базе университетов создаются исследовательские лаборатории, организуется прохождение производственной практики для студентов. Эти мероприятия направлены на повышение престижа профессии энергетика, увеличение интереса к ней на ранних стадиях обучения. Молодые специалисты готовы заниматься саморазвитием и выполнять многие производственные задачи, при этом интересуясь мнением удаленных экспертов, изучать обучающие видео и руководства. На многие предприятиях ТЭК внедрены собственные программы обучения персонала, например, компьютерные тренажеры и симуляторы, оснащенные технологиями дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности. Именно эти инновационные инструменты позволяют сократить длительность обучения на 60%.

Чтобы подготовка кадров для компаний топливо-энергетического комплекса стала максимально эффективной необходима единая система обмена обучающих будущих энергетиков программ. Любое предприятие ТЭК может разработать одну или несколько определенных узконаправленных специализаций – например, специалист по цифровым системам управления в энергетике, диагностике и управлению активами энергетических компаний, обеспечению кибербезопасности или системный инженер интеллектуальных энергосетей – после прохождения которых выпускник ВУЗа, во-первых, уже будет трудоустроен, во-вторых, принесет максимальную пользу компании, его обучившей.