Обязанность банков раскрывать клиентам причину отказа в обслуживании не попала в закон

ЦБ предпочел ограничиться разъяснительным письмом.

Обязанность банков раскрывать клиентам-отказникам, попавшим в черный список, информацию о причинах отказа, вопреки ожиданиям, так и не закреплена на уровне антиотмывочного закона (115-ФЗ). Регулятор предпочел ограничиться разъяснительным письмом, причем с весьма размытыми формулировками, пишет «Коммерсант».

Банк России опубликовал информационное письмо в адрес территориальных учреждений, в котором пояснил, что клиенты банков имеют право узнать причину, по которой им было отказано в проведении операции или заключении договора банковского счета. «Абзацем четвертым статьи 4 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, — отмечается в письме. — Однако рассматриваемая статья содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа».

Как следует из письма, информирование будет осуществляться в порядке, установленном в конкретной кредитной организации, но в объеме, достаточном для обеспечения клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов. Однако никакой формы информирования или списка данных, которые банк должен представить клиенту, ЦБ не представил.

По мнению экспертов, регулятор формально подошел к решению вопроса. Предполагалось, что норма об обязанности кредитных организаций информировать клиентов о причинах отказа будет закреплена на уровне закона (115-ФЗ) в рамках внесения поправок в него. Они прорабатываются Минфином во исполнение поручения президента от 11 апреля для исключения необоснованной блокировки банковских счетов, а также конкретизации порядка и основания принятия таких решений. Связано это поручение с черным списком отказников, который ЦБ рассылает банкам с июня 2017 года и в котором уже насчитывается более 500 тыс. физических и юридических лиц, фактически лишенных доступа к банковским услугам.

«Похоже, ЦБ намерен создать ощущение, что проблем с черными списками отказников нет, все можно решить разъяснительными письмами, — отмечает глава АБ «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. — Однако не стоит забывать, что письмо не есть закон, оно не обязательно для применения». Кроме того, продолжил эксперт, в нынешнем виде письмо не защищает дополнительно интересы добросовестных банковских клиентов, попавших в список по ошибке.

По мнению Корчаго, чтобы ситуация с исключением из черного списка сдвинулась с мертвой точки, экспертное сообщество должно настаивать, чтобы вопрос решался именно на уровне поправок к закону.