От донны Анны до влюбленной Эльзы. Главные роли Ирины Печерниковой

Ирина Печерникова не дожила до своего дня рождения меньше суток — сегодня, 2 сентября, актрисе должно было исполниться 75 лет. Mos.ru вспоминает самые важные ее роли в кино и на сцене — в Театре имени Ленинского комсомола, с которого началась карьера Печерниковой, Театре имени Маяковского и Малом театре.

Кино: не только учительница

Имя Ирины Печерниковой неразрывно связано с одной из ее первых киноролей — учительницей английского языка Натальей Сергеевной Гореловой в фильме «Доживем до понедельника» (1968). Иногда ее называют дебютом актрисы, однако это не так — на экране Печерникова появилась годом раньше в роли донны Анны в киноверсии оперы Александра Даргомыжского «Каменный гость», созданной Владимиром Гориккером. Петь ей не пришлось — свой голос героине подарила оперная певица Тамара Милашкина.

В том же 1967-м Ирина Печерникова сыграла роль Зинаиды Засекиной в «Первой любви» Василия Ордынского по одноименной повести Ивана Тургенева.

Кадр из фильма «Первая любовь». Режиссер В. Ордынский. 1968 год

А через год на экраны вышел тот самый фильм — «Доживем до понедельника», принесший Печерниковой настоящую славу и зрительскую любовь. Актриса не сразу согласилась на роль: она любила классику, а кино про современную школу казалось ей чем-то совершенно неинтересным. Однако узнав, что режиссер будущей картины — Станислав Ростоцкий, а сниматься придется с Вячеславом Тихоновым, она согласилась. Последние сомнения развеялись, когда Печерникова прочитала сценарий: это была не обычная поучительная история о школе, а приглашение к честному разговору о жизни, отношениях педагога и ученика, об ответственности.

Фильм стал лучшим в 1969 году согласно опросу журнала «Советский экран», получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР. Но, вероятно, главной наградой для создателей ленты — режиссера Ростоцкого, сценариста Георгия Полонского и актерской группы — стала овация, которую устроили первые зрители. Незадолго до 1 сентября 1968 года картину показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя.

Следующим фильмом, в котором снялась Ирина Печерникова, стала «Любовь к трем апельсинам» — совместная советско-болгарская экранизация одноименной оперы Сергея Прокофьева. Двухсерийную картину, в которой актриса сыграла служанку Смеральдину, сегодня помнят и в России, и в Болгарии — ее показывали по телевидению.

Кадр из фильма «Любовь к трем апельсинам». Режиссеры В.Титов, Ю. Богатыренко. 1970 год

Больше всего на экранах Ирину Печерникову можно было увидеть в 1970-х годах. Мария Васильевна Татаринова в «Двух капитанах», актриса Ирина Замятина в «Личном счастье», Тоня в «Однокашниках», Лиза Мешкова в «Необыкновенном лете», Валентина в фильме «Человек меняет кожу», Елена в «Варианте “Омега”» — эти роли принесли артистке известность у самой массовой аудитории — телезрителей.

Также в это время она снялась в одной из главных ролей в костюмированной драме Александра Зархи «Города и годы», посвященной событиям Первой мировой войны, сыграла графиню Луизу де Кавеньяк в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты, трогательную Полину в мелодраме Эдуарда Гаврилова «По личному выбору».

Последней работой актрисы в кино стала заглавная роль в «Земле Эльзы» Юлии Колесник. В основу фильма легла одноименная пьеса Ярославы Пулинович о любви, которая пришла к двум пожилым людям — Эльзе и Леониду. Партнером Печерниковой в картине стал Вениамин Смехов. Премьера фильма еще не состоялась. Первыми его увидят гости кинофестиваля «Амурская осень» — он запланирован на сентябрь 2020 года.

Кадр из фильма «Земле Эльзы». Режиссер Ю. Колесник. 2020 год

Театр: Арманда Бежар, Корделия, донья Магдалена

Играть на сцене Ирина Печерникова начала еще студенткой. На втором курсе Школы-студии МХАТ ее пригласили в спектакль «Зима тревоги нашей». Окончив учебу в 1966 году, она начала работать в Московском театре имени Ленинского комсомола (сейчас — Московский государственный театр «Ленком» Марка Захарова). Одним из первых спектаклей с ее участием становится «Мольер» по Михаилу Булгакову. Молодая актриса играет возлюбленную французского драматурга Арманду Бежар.

Прослужив в «Ленкоме» два года, актриса перешла в Театр имени Маяковского, где сыграла в одном из главных спектаклей, созданных в 1960-х годах Андреем Гончаровым, — «Двух товарищах» по Владимиру Войновичу.

С 1978 по 1990 год Печерникова работала в Малом театре. Среди главных ролей, сыгранных здесь, — донья Магдалена в спектакле «Ревнивая к себе самой» по пьесе Тирсо де Молины, Корделия в «Короле Лире» Уильяма Шекспира, Зоя Окоемова в «Красавце мужчине» Александра Островского, Елена Стахова в «Накануне» Ивана Тургенева.

В 1988 году актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР.