От Грибного базара до Ивана Постного: как развивались московские ярмарки

В столице появился новый бренд — «Московские ярмарки». Такое название для круглогодичных рынков нового формата выбрали москвичи в ходе голосования в проекте «Активный гражданин». Название «Московские ярмарки» поддержали 48,52 процента проголосовавших. Также горожане выбрали логотип ярмарок. Лидером голосования стал фирменный знак, на котором изображена корзинка, наполненная различными продуктами.

Свежие фрукты и овощи, мясо и рыба, сыр, мед, ягоды — чтобы купить все это, москвичам не обязательно идти в супермаркет. В настоящее время в адресный перечень межрегиональных ярмарок входит 45 площадок, через два года их количество планируется приблизить к 80. 

Кстати, московские ярмарки всегда были особым явлением в жизни горожан. С давних времен москвичи запасались грибами и соленьями на Грибном базаре, покупали сласти и игрушки на Вербе, а фрукты — на Яблочном торгу у Ильинских ворот. Рассказываем, как ярмарки поменялись с течением времени и какие факты о них многим из нас еще не известны.

Ярмарка и немцы

Откуда вообще на Руси взялось название «ярмарка»? Не было в русском языке такого слова. Названия «базар», «торг» и «торжище» звучали в XVI веке для русского уха куда привычнее. Как оказалось, обогащению языка поспособствовали немцы.

Немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн (1486–1566), автор документальных «Записок о московских делах», впервые упомянул о ярмарке на реке Мологе при городке Холопьем: «Торг-сход в урочный день и час купцов или подрядчиков и поставщиков, торгующихся на заявленный предмет, понижая друг перед другом цену». И назвал увиденное привычным для себя словом Jahrmarkt (ежегодный торг).

Так, по мнению историков, и пришло в русский язык название «ярмарка», которым стали называть регулярные крупные торжища, организуемые в традиционно определенном месте. И пословица появилась: «Где двое — рынок, где трое — базар, где семеро — ярмарка».

Известные российские ярмарки привлекали толпы покупателей уже в XIV–XVI веках — Мологская считалась крупнейшей на верхнем Поволжье, Казанская стала крупнейшей мировой ярмаркой в XVI веке.

Москва не отставала. Дипломаты и торговцы уже в XVI веке поражались масштабам московской торговли. Ричард Ченслер, наладивший торговые отношения между Московским царством и Англией, писал: «Длинный обоз ежедневно везет в Москву до 700–800 саней с хлебом. Из Колмогор в Новгород, Вологду везут скот и соленую рыбу. Из Вологды в Ярославль везут кожу, сало, хлеб и воск».

Самым бойким торговым местом Москвы веками считались Красная площадь, Китай-город и примыкавшие к ним улицы. К примеру, в конце XVI века в одном только Китай-городе было почти 1400 торговых мест, а во всем Нижнем Новгороде — 574.

В. Маковский. Толкучий рынок в Москве. 1879–1880 годы

Многих иностранцев искренне восхищала организация городской торговли. Шляхтич Самуил Маскевич (1580–1642), один из участников событий Смутного времени, писал в мемуарах: «Трудно вообразить, какое множество там лавок: их считается до 40 000; какой везде порядок (для каждого рода товаров, для каждого ремесленника, самого ничтожного, есть особый ряд лавок, даже цирюльники бреют в своем ряду)».

Позже переводчик и советник Голштинского посольства Адам Олеарий, чьи мемуары «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» считаются одним из самых достоверных источников о Москве середины XVII века, писал: «Площадь перед Кремлем есть главный рынок города. Каждое производство и каждое ремесло имеет свою улицу. Этот порядок очень удобен: каждый, благодаря ему, знает; куда ему пойти и где получить то или иное».

Ф. Алексеев. Красная площадь в Москве. 1801 год

От редких книг до пирогов: чем и как торговали в центре Москвы в XIX веке Более 60 круглогодичных ярмарок будет работать в Москве к концу 2021 года

Грибы и соленья

Кроме многочисленных постоянно действующих рынков, в Москве устраивались и ярмарки, длящиеся от одного дня до нескольких недель.

Например, Грибной базар продолжался целую неделю в самом начале Великого поста. Как указывает автор книги «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке», историк Вера Бокова, Грибной базар располагался на берегу Москвы-реки между Яузским и Большим Каменным мостом. Это был самый тихий, деловитый и степенный базар Москвы. Да это и объяснимо: во время поста какие там пляски, безудержное веселье или аттракционы?

Но торговцев приезжало огромное количество. Самым ходовым товаром были грибы — сушеные, соленые, маринованные. Продавали все, что можно было поставить на стол в Великий пост. Например, в немереных объемах торговали квашеной капустой. Пользовались спросом у покупателей лук, редька, репа, лущеный горох, постное масло, орехи, семечки, мак, постный сахар, изюм и мед. Кроме продуктов, продавали сопутствующие товары: духовные книги, лубочные картинки, варежки, лапти, корзины, холсты и рушники.

Народу съезжалось очень много — сюда приезжали целыми семьями и продукты покупали с запасом, чтобы хватило на весь пост.

Торговые ряды в Марьиной Роще. 1913 год. Главархив Москвы

Верба на Красной площади

Еще одна знаменитая московская ярмарка проводилась каждый год незадолго до Пасхи на Красной площади, с четверга до воскресенья на Вербной неделе. Ее так и называли Вербой.

Торговые палатки расставляли ровными рядами параллельно Кремлевской стене. Ими занимали немалую часть площади. Главным товаром была верба — обычные или щедро разукрашенные бумажными цветами, ленточками, восковыми яблочками и ангелочками ветки.

Искусственные цветы, листья и дутые восковые фигурки ангелов, которыми украшали вербу, изготовляли монахини Вознесенского монастыря. Он находился возле Спасской башни. Рано утром украшенную вербу выставляли перед монастырскими воротами. Москвичи с детьми в течение дня покупали у монахинь веточки, с которыми шли потом к праздничной всенощной.

Вместе с вербой покупатели запасались и яйцами — ведь близилась Пасха. Торговцы предлагали на выбор как обычные куриные, так и деревянные писанки, картонные, фарфоровые, из камня, шелка, бисера или хрусталя, с херувимами, сюрпризами, картинками.

Совершение крестного хода на Красной площади. Вид на Торговые ряды проекта Бове. Гравюра 1846 года

Самое большое место на этой ярмарке было отдано увеселительным товарам — богородской и троицкой игрушке, дудкам, барабанчикам, пистолетикам, механическим зайцам и барашкам, заводным мышам и лягушкам. Целые ряды были завалены всякими безделушками и сластями — леденцами монпансье, финиками, пряниками, халвой, засахаренными орешками.

Кроме всего прочего, москвичи с удовольствием покупали на Вербе церковную утварь, искусственные цветы, золото, мебель, глиняную посуду, книги, игрушки, ткани и платки. Чтобы купить здесь какую-нибудь мелочь — сладости, свистульки или живых рыбок в банке, вполне хватало нескольких копеек. А потому ярмарка была особо любима детьми. Сюда ходили семьями, и мало кто уходил без подарка.

Ближе к концу ярмарки, в субботу и воскресенье, начинались гулянья — экипажи совершали круг по Красной площади и потом ехали кататься по Тверской.

Верба проводилась на Красной площади вплоть до революции (покинув место только во время строительства Исторического музея и нового здания Верхних торговых рядов).

Верхние торговые ряды в Москве. Начало XX века

Самой длинной сезонной ярмаркой была фруктовая на Яблочном торгу близ Ильинских ворот. Она работала практически все лето. 20 июля москвичи и жители окрестностей съезжались на подгороднюю ярмарку и гулянье для крестьян Елохова, Красного села, Покровского-Рубцова на Воронцовом поле. 1 августа проводилась медовая ярмарка под Симоновым монастырем, а на Преображение — яблочная ярмарка под Новоспасским.

Каждая из них становилась ярким праздником. Рядом с торговыми палатками возводили полотняные балаганы. Выставляли свой товар игрушечники, продавцы воздушных шаров, кричали зазывалы и играли шарманщики. Выступали бродячие акробаты, крутилась карусель.

У стен монастырей

Еще ярмарки традиционно проводились у стен монастырей. Здесь можно было приобрести монастырские товары. Одна из самых знаменитых — Бабья шерстяная ярмарка у Ивановского монастыря. Ивановский, а точнее Иоанно-Предтеченский женский монастырь (в Старых садах, на Ивановской горке, что на Кулишках), расположен близ слияния трех переулков — Большого Ивановского (ныне — улица Забелина), Малого Ивановского и Космодамиановского (сегодня — Старосадского).

Ярмарка в день монастырского праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи (или Ивана Постного, 29 августа по старому стилю) стала традицией, сохранявшейся с 1654 года до конца XIX века.

С 28 по 30 августа к монастырю съезжались крестьяне с льняными изделиями и продуктами со всей Московской губернии. Монахини, которые славились рукоделием, выставляли на продажу свои шерстяные изделия, шитье золотом и серебром.

По царскому велению

Российские самодержцы относились к ярмаркам внимательно, даже правила торговли регулировались царскими указами. Так, по указу от 1679 года повелевалось максимально «разгрузить» Красную площадь и торговать исключительно в определенных местах: «Всякими товары торговать в рядах, в которых коими указано и где кому даны места. А которые всяких чинов торговые люди ныне торгуют на Красной площади и на перекрестках и в иных, не в указанных местах, поставя шалаши и скамьи, и рундуки, и на веках всякими разными товары: и те шалаши и скамьи, и рундуки, и веко с тех мест великий государь указал сломать и впредь на тех местах никому, ни с какими товары не торговать, чтобы на Красной площади и на перекрестках и стеснения не было».

Позже Петр I серьезно заботился о ярмарочной торговле, считая ее одной из основ развития государства. В 1721 году главному магистрату было предписано «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе». А в 1754 году в Российской империи были окончательно отменены все внутренние таможенные пошлины, что дало новый толчок торговле, а пошлины внешние были подняты — это дало немалые преференции отечественным купцам.

Современные ярмарки

Торговать в Москве не разучились и сегодня. Более того, лучшие московские ярмарочные традиции возрождаются прямо сейчас. Современные ярмарки и рынки вновь популярны: москвичи покупают на них свежие овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу и другие товары.

В новых теплых павильонах покупки можно комфортно совершать в любое время года. И таких площадок в городе становится все больше. В настоящее время в адресный перечень межрегиональных ярмарок входит 45 площадок, через два года их количество планируется приблизить к 80. Идет модернизация сельскохозяйственных рынков, построенных в советские годы. В последние годы второе рождение пережили Даниловский, Москворецкий, Велозаводский и Зеленоградский рынки.

Что еще сильно отличает современные ярмарки от старинных — за продуктами ведется постоянный ветеринарно-санитарный контроль. Вся продукция проходит проверку в передвижных лабораториях и подразделениях государственной ветеринарной экспертизы ГБУ «Московское объединение ветеринарии». Это необходимо для того, чтобы на прилавки попадала только безопасная продукция.

Но покупка продуктов — это еще не все: в современных торговых комплексах покупатели могут поучаствовать в мастер-классах и встретиться с друзьями. Так, ярмарки становятся настоящими общественными центрами — местами, куда москвичам удобно приходить и покупать качественные продукты, а еще приятно на других посмотреть и себя показать — так же, как это и было на московских ярмарках сотни лет назад.

Добавить комментарий