Открытие выставки «Русская фарфоровая скульптура конца XVIII — начала XX века»

30 мая 2019 года в 17.00 в Государственном историческом музее (г. Москва, Красная пл., 1) состоится церемония открытия выставки, посвященной 200-летию журнала «Волшебный фонарь» и одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера.В экспозиции представлено около 200 произведений Императорского фарфорового завода и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов.Пресс-показ выставки состоится в этот же день в 16.00.АККРЕДИТАЦИЯ СМИ
Пресс-служба Исторического музея
Тел.: +7 (495)
692 01 51
E-mail: pressashm@gmail.com
Для справки:Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников скульптора Ж.-Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С.С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом, или «Водоноска», стала символом русского фарфора.Книга очерков А.П. Голицынского «Уличные типы» (1860), представляющих сцены с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы, — новейший вариант «Волшебного фонаря» — послужила скульптору завода Попова для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Кроме них был создан ряд скульптур с изображением крестьян: за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего все направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно на фабрике Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920-х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи. Создание в фарфоре этнографических серий возобновляется лишь через 100 лет после серии Ж.-Д. Рашетта. В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа «Народы России», изданного Т. Паули в 1862 году. И наконец, в 1907 году Николай II заказал серию «Народности России», модели которой исполнил скульптур П.П. Каменский.Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой своеобразные шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от разговаривающих между собой простонародных героев «Волшебного фонаря» и «Уличных типов». Но всех персонажей русской фарфоровой пластики объединяет запечатленная в лицах народа печать времени, неоспоримый признак их исторической подлинности. На выставке лицо каждого персонажа можно рассмотреть в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер-живописец. Именно такими наших героев видела и узнавала в них своих современников просвещенная публика, заказчики и владельцы русской фарфоровой скульптуры конца XVIII — начала XX века.Выставка продолжит работу до 9 сентября 2019 года.  

Добавить комментарий