Отрасль туризма в Москве

08.02.2017

Звезды всякие нужны. Туризм принес столице полтриллиона рублей за год

туризм в Москве

Потенциал туризма как отрасли экономики столицы становится все более ощутимым. Причём как за счет увеличения числа туристов, так и времени пребывания и солидному «чеку» расходов. Если в 2015 году доходы от туризма составляли 3–4% ВРП, то к 2020 году власти рассчитывают на 6–8%. Только в прошлом году Москва заработала благодаря туризму 0,5 трлн рублей. Об этом в ходе заседания президиума правительства столицы сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

«Мы развиваем самые разные направления туризма, начиная от делового и заканчивая культурным, спортивным. В Москве один за другим проходят крупнейшие мировые фестивали, культурные, массовые мероприятия, которые привлекают миллионы туристов. Москва кардинально меняет свою инфраструктуру: cтроятся новые гостиницы, улучшается работа транспорта, реконструируются общественные пространства, развивается торговля. В целом за прошедший год туристический бизнес принес Москве уже около 0,5 трлн рублей дохода», – отметил Сергей Собянин.

За шесть лет число туристов, посещающих столицу, выросло на 40% – с 12,8 млн в 2010 году до 17,5 млн человек в 2016-м. Причем 74% из них составляют жители российских регионов. Туристическими лидерами среди стран дальнего зарубежья являются Китай, Германия, Турция, Израиль, Франция, Италия, США, Великобритания и Испания.

По словам руководителя департамента спорта и туризма города Николая Гуляева, все больший интерес гости столицы проявляют к московскому событийному ряду. Благодаря одному лишь фестивалю «Путешествие в Рождество» и пакета событийных туров два года подряд Москва занимает первое место в десятке российских городов по бронированию гостиниц на новогоднюю ночь. Миллионы человек посетили и уникальный фестиваль «Круг света», инсталляции которого второй год подряд попадают в Книгу рекордов Гиннесса.

Эксперты туристического бизнеса, особенно представляющие зарубежные страны, отмечают значительные результаты проекта «Моя улица» – появление пешеходных зон, качественных парков, мультиязычные указатели и многое другое. «От туристической индустрии убедительная просьба продолжить и расширить рамки этой программы, поскольку мы видим прямые результаты», – обратился глава ведомства к мэру.

Специалисты туристической отрасли также считают важным развитие транспортной инфраструктуры, особенно такое событие 2016 года, как запуск Московского центрального кольца. По их расчетам, появление в скором времени новых станций метро, открытие объектов мирового уровня, таких как парк «Зарядье», станет дополнительным катализатором повышения туристической привлекательности города.

Кроме того, только за последние два года число маршрутов пешеходных экскурсий по Москве выросло почти в два раза. В настоящее время город может предложить гостям 1,5 тыс. различных маршрутов, из них одна треть – пешеходные. Для любителей пеших прогулок созданы новые туристические карты, повысилось качество уличной навигации, обновились мультиязычные указатели и схемы.

Активное строительство и реконструкция гостиниц (за 6 лет номерной фонд вырос на 37% и сегодня превышает 58 тыс. номеров), по мнению Гуляева, позволили ликвидировать дефицит доступных и качественных мест размещения гостей.

В соответствии с федеральным законом о подготовке и проведении чемпионата мира по футболу в городах, принимающих матчи чемпионата, каждый отель должен был пройти процедуру классификации, которая в 2016 году завершилась. Категории «звезд» получили 870 отелей. Из них в категорию «5 звезд» вошли 27 гостиниц, «4 звезды» – 74 гостиницы, «3 звезды» – 184, «2 звезды» – 98 гостиниц. Категорию «1 звезда» получили 40 гостиниц, а «без звезд» – 447 гостиниц и хостелов, среди которых четыре меблированные комнаты. Общий объем номерного фонда – 58 тыс. номеров, в них единовременно могут разместиться более 120 тыс. гостей.

Вклад индустрии туризма в валовый региональный продукт (ВРП) в настоящее время составляет около 4%, однако, по мнению экспертов, целесообразно учитывать не только непосредственно туристическое потребление, но и дополнительный эффект влияния туризма на другие отрасли экономики города. Например, торговля, спорт, культура получают дополнительных потребителей за счет турактивности.

В зависимости от цели прибытия существенно различается и структура расходов туристов. Если у представителей делового туризма большую часть составляют затраты на дорогу, проживание и питание, то в культурно-познавательном туризме около трети бюджета идет на посещение мероприятий. Между тем анализ туристического потока за 2016 год показывает, что наиболее востребован у наших гостей шопинг-туризм. Что может говорить лишь об одном: хотя времена «колбасных» электричек давно ушли в прошлое, товары, которые может предложить своим гостям столица, конкурентоспособны как на отечественном, так и на мировом рынке.

Сегодня власти столицы ставят амбициозную цель: повысить вклад отрасли в ВРП города до 6–8% к 2020 году. Причем способы достижения этой цели разные, в зависимости от сегмента туристического потока. Так, для российских туристов считается целесообразным стимулировать увеличение среднего срока пребывания, а для иностранных гостей – расширить предложения привлекательного туристического продукта.

ЖАННА АВЯЗОВА

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print