Парк на площади Павелецкого вокзала в Москве

23.01.2018

«Зарядье-лайт» на Павелецкой площади. В центре Москвы создадут второй по величине новый парк

вокзала в Москве

На площади Павелецкого вокзала, на месте печально известного котлована, будет создан новый парк, который станет вторым по величине в центре города после «Зарядья». Под ним планируется воз-
вести трехэтажный подземный молл с паркингом. На все работы понадобится чуть более двух лет, окончание строительства намечено на 2020 год. На недавнем заседании Архсовет Москвы одобрил проект подземного многофункционального торгового комплекса. Эксперты высказали ряд замечаний, над которыми проектировщикам еще предстоит поработать, но в целом мнение о будущей застройке было положительным.

Называться торговый центр будет «Матрешка Молл». Заказчиком проекта выступает ООО «Лэджи», а проектировщиком – «Моспроект-2». Общая площадь будущего ТЦ составит 78 тыс. кв. метров, он будет уходить вниз на 15 метров. На двух верхних уровнях расположатся объекты торговли, кинотеатр, фуд-корт, а на нижнем – паркинг на 500 машин. На поверхности появятся три павильона – входные группы, стеклянный купол и стеклянные кубы эвакуационных выходов. Они создадут эффект естественного освещения в пространствах торгового центра. Кроме того, на верхнем этаже планируется разместить фонари, похожие на уличные. Павильоны торгового центра оснастят пандусами, с которых будет открываться вид на Москву-реку.

Площадкой над ТЦ занималось архитектурное бюро Buromoscow. Авторы рассказали, что после изучения движения пешеходов они решили разделить все пространство на две функциональные зоны – транзитную и общественную. Первая будет организована вдоль вокзала, вторая на самой площади. Проектом предусмотрено масштабное озеленение – невысокие деревья и цветущие кустарники. Причем оно будет организовано как клумбы – над землей. Похожее озеленение украшает, например, Триумфальную площадь. На месте бывшего Зацепского рынка поставят уличные кафе и подиум для проведения различных мероприятий. По словам руководителя проектной организации «Моспроект-2» Михаила Посохина, при проектировании была цель сохранить главенствующую визуальную роль Павелецкого вокзала.

Руководитель проекта ООО «Лэджи» Дмитрий Кутин рассказал, что площадь застраиваемого участка составляет 2,7 гектара, то есть около 75% Павелецкой площади.

Во время заседания Архсовета эксперты критиковали организацию транспортных и пешеходных связей. Вокруг площади Павелецкого вокзала очень оживленное автомобильное движение, проходит Садовое кольцо, трамвайные рельсы. То есть подойти к озелененной площади будет не так уж и просто. Также эксперты удивились, что в торговый центр невозможно попасть непосредственно из вокзала или метро. Были замечания, касающиеся визуальных связей торгового центра и парка. Но в целом проект решено было поддержать. «Яма на площади Павелецкого вокзала простояла лет 10, у города есть сверхзадача – решить с ней вопрос. То, что одна из городских площадей уже столько лет находится в таком плачевном состоянии, большая проблема. Сейчас инвестор подключился к работе, и мы пытаемся найти решение, максимально оптимальное для города в целом», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, проект очень близок к этому решению – предлагается современное, модное пространство. «Вокзал – ценный объект городской среды, который можно наблюдать с Садового кольца. Важно, что рядом будет общественное пространство, а не застроенная площадь. Я очень позитивно оцениваю этот проект и считаю, что мы сдвинули этот вопрос с мертвой точки», – отметил главный архитектор.

По его словам, площадью непосредственно над торговым центром займется инвестор, а оставшуюся часть благоустроят силами города. «В идеале площадь нужно привести всю к единому дизайну. И об этом будем говорить с коллегами из департамента капитального ремонта и Комплекса городского хозяйства, и я думаю, что они не откажутся принять участие. Похожая ситуация у нас была даже в «Зарядье». Сейчас это единая территория, хотя часть ее делалась в рамках проекта «Зарядье», а часть вокруг парка приводилась в порядок городскими службами», – отметил Сергей Кузнецов.

КСТАТИ
Проект вызвал довольно активную полемику в интернете, но мнения в большинстве своем положительные. Блогеры иронично именуют его «Зарядье-лайт» и выражают надежду, что декоративный мост над железнодорожными путями все же не будут строить. Но безусловным положительным аспектом проекта называют то, что предлагается «парк с небольшими павильончиками вроде кафешек, а все остальное уходит вглубь». Даже торговому центру, который хоть и вызывает у горожан сомнения, нашлось объяснение: «Земля слишком дорогая для просто парка. На уровне земли будет парк, а под землей – торговый центр. Не самое плохое решение, осталось снести «Атриум» возле Курского вокзала и на его месте построить что-то подобное», – пишет москвич в комментариях к визуализации проекта. В любом случае существующее положение вещей настолько надоело горожанам, что лейтмотивом комментариев звучит: «Давно пора что-то с этим делать, там уже на раскопках деревья расти начали». Встречаются и такие диалоги: «Главное, чтобы новая реконструкция площади Павелецкого вокзала понравилась жителям Москвы», и ответ на реплику: «Там сейчас такое запустение, что любой вариант горожанам понравится больше».

Анастасия Бушуева