Переориентация жителей Москвы с личных автомобилей на общественный транспорт

29.11.2017

«Вокзал пришел пешком из Европы». Что могут увидеть москвичи из окна общественного транспорта

общественный транспорт

Тенденция последних лет – переориентация жителей Москвы с личных автомобилей на общественный транспорт. Плюсов в этом немало. Очевидно, что человек, сидящий в автобусе, занимает гораздо меньше места на дороге, чем передвигающейся в пятиместной машине. Да и горючего в результате потребляется меньше, а в результате улучшается экология города. Кроме того, ездить в общественном транспорте еще и интересно. Человеку за рулем некогда обращать внимание на московские достопримечательности. А вот пассажир автобуса или трамвая может спокойно любоваться проплывающими за окном видами. Отправимся же на экскурсию по обычным ежедневным городским маршрутам.

1 Автобус № 132 – от заливных лугов к «храму движения»
Один из интереснейших автобусных маршрутов начинается рядом со стадионом «Лужники». Некогда здесь находились заливные луга – отсюда и название. На эти луга и на всю Москву открывался прекраснейший вид с Воробьевых гор, примерно с того места, где ныне находится смотровая площадка. Тогда здесь отлично просматривались практически все московские церкви, поэтому сюда часто водили приезжих, чтобы показать им «город сорока сороков» – так до революции называли Москву.

Впрочем, сегодня слово «лужники» ассоциируется исключительно со спортивным комплексом, построенным в 1956 году. На его сооружение ушло ровно 450 дней. Кстати, именно здесь в 1988 году прошел первый в стране конкурс красоты «Московская красавица». Победительницей стала Маша Калинина. (Спустя два года после своего триумфа она уехала в Америку. Ныне живет в Калифорнии, работает тренером по кундалини-йоге.)

Затем автобус проезжает по Лужнецкой набережной – на противоположной стороне реки виден живописный Андреевский монастырь, существовавший здесь еще в XIII столетии, – и подъезжает к другому монастырю, Новодевичьему. Сначала он следует вдоль Новодевичьего кладбища – самого почетного некрополя страны, а затем под монастырскими стенами. Монастырь был основан в 1524 году. Здесь любил бывать на богомолье царь Алексей Михайлович, прозванный за набожность и добрый характер Тишайшим. Одно время монастырь был секретной тюрьмой. Здесь после отречения от престола некоторое время проживал Борис Годунов, а затем насильно содержалась сестра Петра Великого царевна Софья.

Едем дальше по Большой Пироговской улице, мимо известного на всю Россию 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (в прошлом – Клинического городка МГМУ им. И.М. Сеченова). Чередой следуют корпуса еще дореволюционных клиник и учебных корпусов. Здесь принимали самые известные московские светила медицины: Остроумов, Снегирёв, Филатов, Абрикосов – всех не перечесть. Сюда доставили Антона Павловича Чехова, когда у него впервые пошла горлом кровь.

Проезжаем храм Михаила Архангела – главную церковь Клинического городка. Он был построен в конце позапрошлого столетия. Дом культуры завода «Каучук» – одно из интереснейших конструктивистских сооружений, построенное по проекту легендарного Константина Мельникова в 1929 году.

Затем улица Плющиха – так ее стали называть в конце XVII века в честь кабака Плющева. Эта улица дала название известному фильму Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», снятому в 1967 году.
Далее – по Ружейному переулку (здесь в XVII веке жили мастера, изготовлявшие подставки под ружья) выезжаем на Садовое кольцо. Всего один квартал – и мы на улице Смоленской. Потом Бородинский мост, Большая Дорогомиловская и конечная остановка – Киевский вокзал.
Его открытие состоялось в 1920 году на месте деревянного и ничем не примечательного здания. Автор этого респектабельного сооружения – архитектор Иван Рерберг. Сооружение стало событием. Николай Асеев посвятил ему такие строки: «Вот этот вокзал. Он как будто бы пешком пришел из Европы и остановился в Дорогомилове. Он выгнулся широкими арками, он поднял купола – он новый храм – храм движения».
От этого вокзала поезда отправляются на южные курорты. Неудивительно, что москвичи его любят.

2 Трамвай № 13 – самый «вокзальный»
Не будем суеверными и проедем по маршруту трамвая № 13 – одному из интереснейших в Москве. Он начинается на Каланчевской улице, проходит под железнодорожным мостом, затем мы оказываемся на Комсомольской площади, или, как ее называют москвичи, площади трех вокзалов.

Справа – Казанский вокзал. Дату его постройки определить невозможно. Работы, начатые архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым еще в начале XX века, неоднократно прерывались – то из-за революции, то в силу других причин. Потом возобновлялись и вновь останавливались. Затем последовали многочисленные реконструкции, в результате которых облик вокзала весьма ощутимо менялся.
Однако Казанский вокзал всегда был красавцем. Он увенчан башней – копией башни Сююмбике Казанского кремля. А на его стенах – рисунки Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Николая Рериха.
Слева – Ленинградский вокзал – первый в нашем городе. Его построили в 1849 году по проекту архитектора Константина Тона. (Похожий вокзал того же архитектора в Санкт-Петербурге – Московский.) Трудно себе представить, что в то время вокруг здания Ленинградского вокзала был огромнейший пустырь.

Далее – вестибюль станции метро «Комсомольская», выполненный в 1952 году в образцовых традициях так называемого сталинского ампира. Его автор – уже упоминавшийся Алексей Щусев. А за ним возвышается Ярославский вокзал.

Его архитектор – тоже из числа первейших – Федор Осипович Шехтель. Год постройки – 1904-й. Стиль – модерн. Отсюда отправлялись поезда на север, поэтому сам вокзал сделан в традициях северной русской архитектуры. Именно отсюда начинается самая продолжительная железнодорожная ветка страны. Ее протяженность 9298 километров, она связывает Москву с Владивостоком. Именно по этому маршруту отправлялся Чехов в свою знаменитую поездку на остров Сахалин.

Между тем трамвай проезжает «Красносельскую», а затем и станцию «Сокольники», которая в 1935 году стала конечной на первой линии столичного метро. Газета «Рабочая Москва» тогда опубликовала интервью с первым пассажиром. Им оказался некий П.Н. Латышев, который заявил: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие».
А за наземным павильоном станции можно разглядеть и любимый москвичами парк «Сокольники». Ранее на этом месте был дремучий лес. Затем в ближайшей к Москве части леса в XVI веке охотился Иван Грозный. С 1657 года – царь Алексей Михайлович. Охотились в основном с помощью соколов. Были даже специальные дрессировщики этих птиц – сокольники. В конце XVII века Петр Великий собственноручно заложил здесь первую аллею, дошедшую до нашего времени, – «Майский просек». Здесь царь устраивал гулянья по поводу весеннего праздника.
Следующая остановка – «Клуб Русакова», а справа и сам клуб – образцовое конструктивистское здание, сделанное по проекту Константина Мельникова в 1929 году. Первое время это было здание-трансформер. Его так и называли – «дом-машина». Внутренние стены могли появляться или прятаться, зрительские трибуны превращались в небольшие помещения, пол наклонялся под нужным углом, а при желании почти весь внутренний объем мог обернуться одной танцевальной площадкой.

Далее маршрут идет через Преображенскую площадь, центр древнего царского села Преображенского, бывшей резиденции Алексея Михайловича. Ее украшает храм Преображения Господня, построенный в 1768 году, снесенный в 1964 году и совсем недавно восстановленный.

Завершает же маршрут остановка «Детский санаторий». Совсем недавно здесь действительно располагался психоневрологический детский санаторий. Он был закрыт в 2015 году.

3 Октябрьская железная дорога – места для живописцев
Самый насыщенный маршрут пригородной электрички берет начало от уже упоминавшегося Ленинградского вокзала. Неудивительно, ведь с него все начиналось.
Первая станция на этом пути – Рижская. Как нетрудно догадаться, она названа в честь Рижского вокзала, расположенного неподалеку. Справа видно старейшее Пятницкое кладбище. Оно было основано по указу Екатерины II в 1771 году, после чумного бунта. Здесь захоронены Василий Суриков, Михаил Щепкин, Тимофей Грановский и другие деятели отечественной культуры.
Затем – станция Останкино, названная так в честь древнего села. Некогда эта местность была притягательна для живописцев. Художник Константин Коровин писал: «Останкино под Москвой – место дивной красоты. Около дубового леса был Панин луг и мелколесье. В небольшом деревянном доме взяли комнату за три рубля в месяц».
Сегодня же район Останкино более знаменит телецентром и Останкинской башней, построенной в 1967 году и до сих пор являющейся самым высоким сооружением на территории России – ее высота 533 метра.
Петровско-Разумовское известно сельскохозяйственной академией и так называемыми Академическими прудами. Именно там находился исторический грот, в котором анархист и террорист Сергей Нечаев в 1869 году «казнил» своего бывшего сподвижника, студента Ивана Иванова. Сразу после этого события к гроту открылось настоящее паломничество. Его на всякий случай разрушили. Впрочем, сохранился другой грот, практически такой же, с которым можно ознакомиться.

Сама же станция Петровско-Разумовская сохранилась ещё с дореволюционных времен.
Платформа НАТИ была названа так в честь Научно-автотракторного института, затем в 30-е годы он был переименован Научно-автомоторный институт. Этим и объясняется расхождение здешних названий – встречаются как НАТИ, так и НАМИ. Именно в этом институте разрабатывали легендарную «Оку» – самый бюджетный советский автомобиль, славившийся своей низкой ценой и невысокой безопасностью.
Платформа Моссельмаш названа в честь одноименного завода. За окном – типичная фабричная окраина.

А вот станция Ховрино – последняя в границах МКАД – место историческое. Ее в 1870 году, в тогдашней модной дачной местности, на свои деньги выстроил здешний богатый застройщик Молчанов. Но при этом сэкономил – платформу сделал длиной всего-навсего в один вагон. Поезд был вынужден несколько раз перемещаться, чтобы все успели выйти и войти.

4 Горьковско-Замоскворецкая линия – под землей, над рекой
Не менее увлекательны и поездки под землей. Особенно по первым линиям московского метро, например, по Горьковско-Замоскворецкой. При этом станции совсем не обязательно должны быть в центре.
Весьма любопытна станция «Сокол». Вскоре после революции московским художникам выделили для жилого ко-
оператива земельный участок в районе Сокольники. Недолго думая, они назвали свой кооператив «Сокол». А потом участок поменяли и дали другой – в районе села Всехсвятское. Но название кооператива решили не менять, так здесь возник поселок Сокол. Уже потом, в 1938 году, когда тут стали проводить метро, станции присвоили то же название.
Станция «Динамо», разумеется, названа в честь одноименного стадиона. Ради него ее и строили – в том же 1938 году. Путеводители так и писали: «Станция «Динамо» обслуживает огромный стадион столицы, в ее архитектуре доминируют мотивы спорта и физкультуры». Станция действительно украшена круглыми барельефами с изображениями спортсменов работы скульптора Елены Янсон-Манизер.
Станция «Маяковская» – признанный архитектурный шедевр. Ее автор – архитектор Алексей Душкин, а мозаика выполнена по эскизам Александра Дейнеки. Спустя год после открытия станция получила Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Юрий Олеша называл ее «стальная кофта Маяковского».
Станция «Новокузнецкая» интересна тем, что ее построили во время Великой Отечественной войны. Она отделана мрамором, оставшимся от взорванного храма Христа Спасителя. И сама станция стоит на месте разрушенного храма Параскевы Пятницы.
В войну была построена и станция «Автозаводская». Это отражено в ее оформлении – мозаичные панно на актуальные в то время темы: «Русские богатыри» и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Автор – уже упоминавшийся Алексей Душкин.
А на открытом участке между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» можно полюбоваться живописными пейзажами Москвы-реки.

5 Московский монорельс – над головами москвичей
Мы специально не рассматривали здесь троллейбусный маршрут. Сегодня московский троллейбус – транспорт вчерашнего дня, от него активно избавляются. Зато мы расскажем о транспорте будущего – монорельсе.
Его первый участок был открыт в 2004 году, а весь маршрут между станциями Тимирязевская и Улица Сергея Эйзенштейна завершен четырьмя годами позже. Хотя на пути у пассажиров монорельса нет старинных архитектурных памятников, сама поездка воспринимается как увлекательный аттракцион, особенно детьми.

Интересен участок, проходящий между двумя корпусами телецентра, Останкинской башней и Останкинским прудом. Тем более если учесть, что на все это можно смотреть с весьма не-
обычного ракурса.

Алексей Митрофанов

Источник: «Правительство Москвы Городская деловая газета Московская перспектива»