Переустройство городов

Переустройство городов – проекты на бумаге и в реальности

МП посмотрела на планы градостроителей прошлого: какие предлагались проекты переустройства городов, что из запланированного удалось реализовать и почему некоторые проекты так и остались на бумаге

Как изменить привычный облик города? Перекроить существующие улицы, перестроить здания, преобразовать облик центральных площадей, создать новые архитектурные доминанты. Примеры в мировой истории есть. Правда, глобальную реконструкцию могли себе позволить далеко не все города: для этого требовались не только колоссальные ресурсы, но и политическая воля.
Москва: новое «лицо» нового государства

Основав социалистическое государство и более-менее наведя в нем порядок, советские власти задумались о создании «лица» новой страны. Тихая, спокойная старокупеческая Москва должна была превратиться в город нового типа, чтобы жители восхищались, а иностранцы, что называется, лопнули от зависти, насколько хороша жизнь в этой стране.

Изначально к созданию генерального плана предполагалось привлечь лучших архитекторов мира, и в 1932 году провели закрытый конкурс. В нем участвовали передовые архитекторы своего времени. Эрнст Май предлагал оставить администрацию в историческом центре, а вокруг Москвы построить города-спутники с малоэтажной застройкой, Ханнес Майер выступал за создание «промышленной зоны» на юго-восточном направлении от центра столицы. Свобода творчества позволила экспертам выдвигать самые смелые градостроительные идеи: так например, план архитектурного модерниста Ле Корбюзье заключался в фактическом сносе всего города и строительстве нового – с прямыми улицами и прямоугольными кварталами. Отечественный архитектор Николай Ладовский, наоборот, ратовал за сохранение исторической радиально-кольцевой структуры города с небольшой корректировкой: кольцо следовало «разорвать» вдоль Ленинградского шоссе и далее. Таким образом, по замыслу специалиста, Москва получила бы форму кометы – символ нового и неизведанного светила в пространстве Вселенной, а при дальнейшем развитии в сторону северо-запада Москва вполне бы могла дотянуться до «северной столицы» и объединиться с Санкт-Петербургом.

К счастью или сожалению, эти проекты остались на бумаге, и строительством новой Москвы занялся Моссовет. Официальный генплан 1935 года, над которым работали Владимир Семенов и Сергей Чернышев, предполагалось реализовать лет за десять. Но удалось, конечно же, далеко не всё.

В приоритете развития города значился метрополитен – и тут отечественные метростроители постарались на славу. Не менее значимой частью было обводнение столицы (построен канал Москва-Волга, возведено и реконструировано свыше 10 мостов через реку, обустроено свыше 50 км гранитных набережных). А чего стоит расширение московских улиц (достаточно вспомнить, как «передвигали» дома на Тверской, чтобы создать широкий проспект).

Возвели и некоторые крупные строения в центре города – Ленинскую библиотеку (архитекторы В. Гельфрейх, В. Щуко), здание Госплана (А. Лангман) – ныне Госдума, гостиницу «Москва» (А. Щусев) – здание разобрано в начале 2000-х и восстановлено в 2013 году, Дом на набережной (Б. Иофан), здания Наркомзема на Садовой-Спасской (А. Щусев), Центросоюза на Мясницкой (Ле Корбюзье) и другие.

Постройки нового типа – масштабные, величественные – отражали всю мощь нового социалистического государства. А «сердцем» его должен был стать Дворец Советов, конкурсы проектов которого проводили несколько раз (в 1931-33 годах). Победитель – Борис Иофан – в течение года лично занимался работами по сносу Храма Христа Спасителя – символа старой царской России, а затем постройкой фундамента нового величественного сооружения. Планы были действительно грандиозные: 415-метровое сооружение, четверть которого занимала бы статуя Владимира Ленина, должно было превзойти по высоте американский Эмпайр-стейт-билдинг.

Этому зданию так и не суждено было появиться на карте столицы. Средств на великие строительные проекты не хватало изначально (уже через год после принятия генплана власти приняли постановление «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства»), как, впрочем, и высококвалифицированных специалистов, и даже простых рабочих, а с началом Великой Отечественной войны градостроительные планы и вовсе отодвинулись на задний план. Конструкции Дворца Советов пошли на изготовление противотанковых ежей и возведение железнодорожных мостов для нужд фронта. После войны проект дворца лег в основу новой столичной высотки – здания МГУ на Воробьевых горах. МГУ стал самым высоким из семи сталинских высоток (по проекту их должно было быть 8). Кстати, заложили их в один день и час – 7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы.

В конце 1950-х приступили к реализации еще одного крупного проекта, значащегося в генплане, – Московской кольцевой автодороги. Генплану 1935 года также «обязаны» спальные районы города – их строили уже по новой, прямоугольной схеме. Продолжали «пробивать» широкие улицы-проспекты: Новый Арбат (1960-е годы), проспект Сахарова (1970-е) и возводить набережные.

Но многие проекты так и остались проектами. Например, одной из идей было сомкнуть Бульварное кольцо. Построили Большой Устьинский мост, возвели несколько зданий (Минэкономразвития, Дом радио, Дом писателей), однако новый бульвар так и не появился – по-прежнему трамвайчик звенит возле станции метро «Новокузнецкая», да пешеходы прогуливаются по узким проездам и переулкам.
Берлин: «столица мира Германия»

Примерно в то же время, что и в Москве, в другой столице вынашивали не менее грандиозные градостроительные планы. Речь о Берлине времен Третьего рейха. Главный город государства, по замыслу Гитлера, должен был получить имя «Германия» и стать ни много ни мало столицей мира, а его монументальные постройки и широкие длинные улицы – превратить город в символ новой эпохи. Работами руководил архитектор Альберт Шпеер.

Согласно «Общему плану застройки имперской столицы», в Берлине предполагалось прорубить два транспортных коридора – Север-Юг и Восток-Запад (12-километровый «кусочек» последнего успели построить перед войной и к дороге, на площадь Большая Звезда, перенесли Колонну Победы постройки XIX века).

Главной улицей становилась ось Север-Юг – 40-километровый проспект, соединяющий северный и южный вокзалы города. Возле южного вокзала должна была стоять триумфальная арка, на которую бы нанесли имена всех погибших в Первую мировую войну солдат. Считается, что проект сооружения набросал сам Гитлер, и немецкая арка по своим размерам затмила бы французскую соседку (размеры арки в Париже 49,5 м в высоту и почти 45 в ширину, арка в Берлине предполагалась 117 м в высоту и 170 в ширину). Чтобы понять, выдержит ли грунт столь внушительное строение, в районе Темпельхоф построили специальную конструкцию – Швербеластунгскёрпер («объект для создания тяжелой нагрузки»). Это железобетонный цилиндр высотой 14 метров и 21 метр в диаметре, весом 12,5 тысячи тонн, которым «испытывали» берлинские почвы. Кстати, его можно увидеть и сегодня, цилиндр является памятником архитектуры.

В центре города вдоль оси Север-Юг планировалось разместить административные здания Рейха во главе с самым главным сооружением – Залом народа (или Залом славы). Под крупнейшем в мире куполом (объем в 17 раз должен был превысить купол Собора Св. Петра в Риме) можно было бы собрать до 180 тысяч человек, и от дыхания этой огромной толпы под потолком собирались бы облака и даже шел дождь! То есть налицо стремление продемонстрировать всем – дескать, мощь нации настолько безгранична, что может создавать искусственный климат в отдельно взятом помещении.

Великим градостроительным планам Гитлера не суждено было сбыться. Уже во время Второй мировой пришлось приостановить начатые проекты, поскольку все ресурсы – финансовые и людские – были переброшены на фронт. Одни сооружения пострадали в ходе бомбежек, другие стерли с лица Берлина уже после войны.

Например, в числе крупных проектов застройки нового города можно назвать здание университета с лекционным залом, напоминающим греческий Парфенон, и военно-техническое училище. К концу войны успели построить только часть здания, которое потом разобрали и засыпали остатками разрушенных городских строений и засадили деревьями. Теперь это 100-метровая гора Тойфельсберг (в переводе – «дьявольская гора»).

Разрушено было после войны и здание Рейхсканцелярии, построенное в 1939 году, с подземным бункером, где покончил с собой Гитлер и его приближенные. В ходе взятия Берлина сооружение сильно пострадало от бомбежек, и позже его разобрали, построив на этом месте жилые дома. А мрамор из «мраморной галереи», по которой подчиненные проделывали путь длиной в 150 метров до кабинета фюрера, использовали для создания мемориала советским воинам-освободителям и на строительстве одной из станций берлинского метро.

Из административных зданий сохранились лишь Имперское министерство авиации (Э. Загебиль) – сейчас его занимает Министерство финансов – и Рейхсбанк на набережной канала Шпрее – теперь здесь Министерство иностранных дел. Кроме того, в числе построек «имперской столицы» – здания некоторых посольств (Италии, Японии, Испании).

Уцелевшим строением является также северный павильон выставочного комплекса Messe Berlin (архитектор Р. Эрмиш). Прямые углы, темная облицовка стен, минимализм в деталях – суровая национал-социалистическая архитектура во всей красе. Неудивительно, что это здание нередко используется в кинематографе для создания образа нацистской Германии (например, фильм «Операция Валькирия»).
Париж: на прогулку по обновленному городу

А вот градостроителям XIX века проекты городского переустройства удавались вполне. «Османизация» Парижа позволила за несколько десятилетий превратить неуютный плотно застроенный центр в современный, а главное, дружелюбный к своим жителям город.

Идея перестройки французской столицы принадлежала Наполеону III, работами руководил префект департамента Сена барон Жорж Эжен Осман. Он произвел настоящую градостроительную «очистку» города и прежде всего привел в порядок сердце Парижа – остров Ситэ. Устаревшие строения снесли, построили новые (здания префектуры полиции, коммерческого трибунала, госпиталя). С мостов убрали находившиеся здесь с незапамятных времен дома и магазины. На обоих берегах Сены расчистили узкие петляющие улочки (и дома, конечно!) и проложили широкие бульвары со знаменитыми парижскими каштанами. Обустроили 12 проспектов, сходящихся в одной точке – у Триумфальной арки на площади Звезды (площадь Шарля де Голля).

Основательно взялись французские власти и за коммуникации: под улицами спрятали трубы для сточных вод и для чистой воды, а также газовые трубы. А на поверхности разбили зеленые сады, парки и скверы: именно тогда облагородили Булонский и Венсенский леса, превратив их в городские парки.

«Османизация» помогла «раскрыть» город для парижан. С тех времен все чаще можно было увидеть жителей, прогуливающихся по новым просторным и ухоженным улицам просто ради удовольствия и наслаждения самой прогулкой. Тогда же широкое распространение получил термин flâneur – «гуляющий», отсюда пошло понятие «фланировать», то есть беззаботно бродить по городу, не имея конкретной цели. А впрочем, присутствует и цель – окунуться в жизнь любимого города и рассмотреть всю красоту его домов, бульваров, парков и площадей.

Айда фланировать по московским улочкам!