Пить пиво на хоккее можно, на футболе — нельзя. Почему?

Ни на одном стадионе нельзя купить пиво во время игры РФПЛ, хотя на некоторых ледовых аренах во время матчей КХЛ, говорят, можно. Почему так?

Кто-то нарушает закон РФ или регламент КХЛ. Или и то, и другое.

Ни на одном стадионе нельзя купить пиво во время игры РФПЛ. На некоторых ледовых аренах – например, в Петербурге, в Ярославле, в Казани и Череповце – можно купить пиво во время матчей КХЛ. На вопрос, почему так, представители клубов РФПЛ отвечают: закон.

Президент «Локомотива» Илья Геркус – в интервью Sports.ru:

«Насколько я понимаю, правила для всех одинаковые. Они [в хоккее] как-то нарушают. Хотя мы всей лигой подавали документы, писали в комитеты Госдумы и подобные места, просили изменить закон».

Коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин – в интервью Sports.ru:

«Основная проблема в необходимости изменения целого ряда документов, лицензирования продажи. Перед ЧМ-2018 этот вопрос как никогда актуален. Если сейчас в связи со спонсорскими обязательствами перед FIFA продажа пива на стадионах во время ЧМ в виде исключения разрешена, то стоит задуматься и о полноценном разрешении подобной торговли».

В пресс-службе РФПЛ от комментариев отказались.

Что за закон?

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно закону, на спортивных сооружениях в России нельзя продавать алкоголь.

Клубы вообще хотят продавать пиво на аренах?

Да, об этом говорят представители как клубов РФПЛ, так и команд КХЛ.

Коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин:

«Разумеется, «Зенит» заинтересован в продаже пива на стадионах. В 2016 году мы первыми в России совместно с Heineken и «Степан Разин» запустили продажу собственного пива. В том же году президент поручил проработать вопрос о разрешении пива на стадионах, и мы были сторонниками этого решения.

Один из главных аргументов противников продажи пива на стадионах России – это приведет к росту беспорядков на матчах. Но Кубок Конфедераций наглядно показал, что тут нет никакой зависимости – на всех матчах болельщики могли приобрести пиво, и ни одна из встреч не была омрачена неподобающим поведением людей. Футбол – развлекательное мероприятие, в той же Германии употребление пива – одна из составляющих похода на стадион. Конечно, нужно вырабатывать культуру употребления, но пока футбол в этом плане проигрывает другим развлечениям.

Продажа пива – еще и довольно существенная возможная статья доходов клубов. Наши коллеги из «Шальке» в свое время приводили статистику выпитого за матч пива и говорили о цифре в 60 тонн, что примерно равняется 2 кружкам пива на человека. Можно умножить на стоимость одной кружки и получить очень внушительные цифры».

С футболом ясно. Что на хоккее?

Пиво продается, но не везде. Большинство представителей клубов КХЛ, опрошенных Sports.ru, сказали, что арену их клубы арендуют, и вопрос, как организована продажа пива, – к руководителям арены. Один из спикеров заявил, что организовать продажу пива на матчах КХЛ возможно, если договориться с местными органами власти.

Сергей Соколов, заместитель директора по развитию и маркетингу «Северстали» – в интервью Sports.ru:

«Наша клубная позиция однозначная: мы в этом заинтересованы, пиво на аренах должно продаваться. В VIP-ложах и так, как правило, нет ограничений, хотя не во всех дворцах. И пивные партнеры должны быть у каждого клуба отдельно, это не должно быть монополией лиги. Это большой рынок. Тем более что в городах, где пиво продается, назовем так, неофициально, пивные партнеры и качество напитка порой такие, что это как «Юпи» из детства, только с солодом.

Например, если «Лента» через дорогу, то в перерыве люди туда бегут, все это дело приобретают, быстро накатывают. Это не проблема отдельного города, я видел это почти везде, где не продают пиво.

Иван Хавхало, пресс-атташе московского «Динамо» – в интервью Sports.ru:

«Динамо» к продаже алкоголя не имеет никакого отношения, потому что в России ее обычно замыкает на себе спортсооружение, оно и получает право на торговлю или неторговлю алкоголем. У нас на «ВТБ-Арене» есть VIP-бар. Вы покупаете входной билет, в стоимость входит алкоголь. Это попытка руководителей арены выкрутиться из запрета. Это как бы не продажа алкоголя, а часть стоимости билета. То же самое в ложах.

В России запрет на продажу алкоголя – только для болельщиков, а VIP-персоны без проблем употребляют алкоголь на спортивных мероприятиях и делают это не скрываясь. Все эти милицейские и другие чины, которые принимают такие законы, точно так же ходят в ложу и употребляют алкоголь. А вот продавать для общественности его нельзя».

Кирилл Фастовский, генменеджер «Сибири» – в интервью Sports.ru:

«Как бы ни был зарегистрирован объект, если на нем проводится чемпионат, то он является спортивным. В Новосибирске организовать продажу пива пока не удается. Мы пытались и понимаем, что продажа пива – это, наверное, правильно, так делается во всем мире. Но здесь все упирается в государственный закон, который никто обойти не сможет. Здесь нужны глобальные инициативы с запросами в Госдуму и корректировками закона. От одного клуба ничего не зависит, хотя была попытка от лиги [добиться разрешения продавать пиво]. Процесс на самом деле идет, даже с привлечением Третьяка как депутата Госдумы, только он будет идти нелегко».

Что говорят юристы?

Юрий Зайцев, партнер компании Legal Sport – в интервью Sports.ru:

«Спортивные соревнования можно организовать много где, от этого условная городская площадь не станет спортивным сооружением. Здесь, наверное, есть тонкая грань – что признавать спортивным, а что – культурным сооружением. Но решение принимают соответствующие органы, которые регистрируют права собственности. Это моя точка зрения, но, как вы понимаете, три юриста – три мнения, вы легко найдете юриста, который со мной не согласится. Если будет спор, то его будет решать суд, но мне сейчас такие прецеденты неизвестны».

Евгений Морозов, спортивный юрист – в интервью Sports.ru:

«Не зависит, играют ли на спортивном объекте клубы КХЛ или там проходят соревнования по фигурному катанию. Очевидно, что места, в которых проводят соревнования КХЛ, попадают под требования закона о спорте и запрета на основании закона о государственном регулировании и оборота этилового спирта.

При этом совершенно верно, что продажа пива в культурно-развлекательных центрах разрешена. Если вспомнить крупные торговые центры, где есть ледовые арены [на которых гипотетически можно проводить матчи КХЛ], то им ничего не мешает продавать пиво, а арену сдавать в аренду клубам. Поэтому сам клуб к продаже пива отношения не имеет, и к нему не могут быть применены какие-либо санкции. Здесь нужно разобраться, кто именно продает пиво: клуб КХЛ как юридическое лицо или сторонние арендаторы площади. В спортивных сооружениях продажа пива запрещена

Насчет VIP-баров. Приходят проверяющие на стадион, видят бутылки с алкоголем. Спрашивают: что происходит? Они говорят: «Ну мы же это не продаем, деньги за это не берем. Мы это преподносим в качестве презента». Здесь нет прямой продажи как таковой. Соответственно в юридической плоскости можно говорить о том, что это некий обход закона. То есть это законно».

Короче, если ледовый дворец, где играют матчи КХЛ, не зарегистрирован как спортивное сооружение, то все ок?

С точки зрения законодательства РФ – да. Проблема в том, что в первой же статье первой главы технического регламента КХЛ написано: «К участию в Чемпионате допускаются команды Клубов, «домашние» Матчи которых проводятся на спортсооружениях, соответствующих требованиям настоящего Регламента».

Получается замкнутый круг. Продавать пиво на арене можно, если она зарегистрирована не как спортсооружение. Но играть матчи КХЛ, согласно регламенту, можно только на спортсооружениях.

Сергей Соколов, замгендиректора «Северстали»:

«Мы дворец арендуем – по сути, всей продажей занимается он. Продает он пиво или нет, официально или нет – надо с ними разговаривать. Если б у нас был дворец культурно-развлекательный, то проблем бы не было. Но он зарегистрирован как спортивное сооружение, там еще и детская школа зарегистрирована.

Насколько я знаю, перед прошлым сезоном было так: чтобы проводить официальные соревнования, статус [дворца] должен быть спортивный. Как проводят и получают разрешение на проведение [матчей КХЛ] культурно-развлекательные дворцы, мне неведомо. Если б кто-то рассказал, как такое можно сделать, я бы давно уже с нашим ледовым дворцом об этом разговаривал».

Иван Шурыгин, начальник отдела маркетинга Ледового дворца в Санкт-Петербурге – в интервью Sports.ru:

– В СКА мне сказали, что клуб – просто арендатор, пиво на Ледовом продает Ледовый. По закону в России запрещено продавать пиво на спортивных сооружениях. Как вам удалось организовать продажу пива?

– Юрист сказал, что не очень понимает, что значит «как удалось?» – мы просто работаем в рамках действующего законодательства.

– То есть Ледовый зарегистрирован не как спортивное сооружение? По закону же в России запрещено продавать пиво на спортивных сооружениях.

– «Ледовый дворец» – многофункциональный комплекс.

Согласно Росреестру, на территории здания Ледового дворца в Петербурге разрешено размещать объекты физической культуры и спорта. Евгений Морозов объяснил, что это значит: «На этом земельном участке может находиться только спортивный объект. Если там находится условно не стадион и не какая-то спортивная площадка, соответствующие органы могут признать эту постройку незаконной. Так что алкоголь там продаваться не может».

Судя по всему, в тех случаях, когда на арене, где выступает российский клуб КХЛ, продается пиво, нарушается либо законодательство РФ, либо регламент КХЛ. Этот момент я уточнил у КХЛ:

– Лига хотела бы, чтобы на матчах КХЛ можно было легально купить пиво?

– КХЛ заинтересована в том, чтобы зрители, посещая матчи, находились в максимально комфортных условиях. Это касается, в том числе, и вопросов, связанных с питанием и реализацией разрешенных законодательством алкогольных напитков на объектах спорта. Лига считает абсолютно нормальным продажу и употребление зрителями в умеренном количестве слабоалкогольных напитков во время посещения матчей. Во всем мире это неотъемлемая часть традиции болельщиков. Кроме того, продажа слабоалкогольных напитков – существенная статья коммерческих доходов клубов.

– Правильно ли я понимаю, что в случае, когда на арене продается пиво, происходит либо нарушение закона, либо нарушение технического регламента КХЛ?

– Регламент КХЛ не регулирует вопросы розничной продажи алкогольной продукции. Клубы и собственники спортивных сооружений руководствуются законодательством тех стран, на территории которых проходят матчи КХЛ.

Фото: twitter.com/zenit_spb; severstalclub.ru; dynamo.ru; instagram.com/andrey_tryf; РИА Новости/Михаил Фомичев, Александр Кряжев, Алексей Даничев, Александр Вильф