Почему Реестр российского ПО так и не смог запустить в стране импортозамещение

По итогам двухлетней работы Реестра российского ПО при
Минкомсвязи рынок делает вывод о его безусловной полезности, но при этом ставит
под сомнение победную статистику министерства и критикует ведомство за
недостаточную активность при лоббировании политики импортозамещения.

Итоги работы Реестра.Победные реляции Минкомсвязи

Выступая 9 апреля 2018 г. на расширенном заседании коллегииМинкомсвязи и по сути подводя итоги шестилетней работы министерства, главаэтого ведомства Николай Никифоров вкачестве одной из заслуг своей команды упомянул запуск единого Реестра отечественногоПО. В то же время, как показал опрос CNews, рынок воспринимает этот Реестрнеоднозначно: отмечая его явную полезность, говорит о его малой эффективности из-за пассивной позиции Минкомсвязи.

Напомним, с 1 января 2016 г. российские госведомства ввопросах закупок софта обязаны в приоритетном порядке подбирать решения изэтого Реестра. Приобретать зарубежное ПО чиновникам разрешено лишь в томслучае, если они сумеют обосновать, что программы с требующимися имхарактеристиками в данном Реестре отсутствуют.

По данным Минкомсвязи, по состоянию на конец марта 2018 г. вРеестре было зарегистрировано 4346 отечественных программных продуктов. «Реестрпостоянно развивается, пополняется, и наши российские разработчики получилидополнительный спрос, исчисляемый несколькими десятками миллиардов рублей, —отмечает глава Минкомсвязи Николай Никифоров. — Это очень важная системнаямера, которая позволяет им продолжать развитие импортозамещения».

reestr490.jpg

ИТ-рынок поспорил с Минкомсвязи об успешности Реестра российского ПО

Никифоров напомнил, что в Реестр скоро будут внесеныпродукты, созданные программистами из государств, входящих в Евразийскийэкономический союз (ЕАЭС), — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

По словам министра, доля российского ПО в закупкахфедеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) за время существования Реестраувеличилась с 20% до 65%. «Мы осуществляем контроль за переходом госорганов наиспользование отечественного офисного ПО, анализируем специальныепланы-графики, — заявил на коллегии Никифоров. — Уже 73 государственных органаутвердили такие планы-графики, мы дали дополнительные методическиерекомендации, будем эту работу продолжать».

В сегменте офисного ПО суммарные затраты ФОИВов наотечественные решения, по данным чиновника, достигли примерно 85% от общих расходови превысили 2 млрд руб.

Отметим, что в конце марта 2016 г. на совещании сПрезидентом России Никифоров оценил общую сумму, которую госорганы тратят наиностранное ПО, на уровне 20 млрд руб. в год.

Итоги работы Реестра.Скепсис рынка в отношении статистики Минкомсвязи

«Про долю в 65% российского софта в общем объеме ПО,закупаемого госорганами, — вранье», — категорично заявил в разговоре с CNewsруководитель известной на рынке отечественной софтверной компании, пожелавший,чтобы его имя не было упомянуто в материале.

Достоверность этого значения ставит под сомнение и директорпо маркетингу российской ВКС-компании Spirit Кирилл Грачев, которому источник данных Минкомсвязи непонятен. «Да,Реестр есть, и число компаний в нем растет, но реального импортозамещения софтана отечественный в ФОИВах нет, — уверен он. — Реально ФОИВы делают вид ипридумывают, как обойти Реестр (преимущественно пользуются механизмомобоснования невозможности закупки отечественного софта), а госкорпорации Реестригнорируют».

«Непонятна методика расчета — она сделана на основанииотчета ведомств или на основании анализа госзакупок? — комментирует статистикуМинкомсвязи один из руководителей российской софтверной компании-разработчика.— В первом случае весьма похоже на правду. Во втором случае цифра выглядитзавышенной, поскольку было много скрытых закупок под видом “продления лицензий”,“аренды лицензий”, закупки ПО в составе ПАК — это те лазейки, которые былизаконодательно закрыты лишь в конце 2017 г.».

О том, что в Минкомсвязи могли использовать «удобную» длясебя выборку, отмечает и руководство одного из российских крупнейшихинтеграторов. В разных сегментах ПО реальный уровень импортозамещения весьмаразличается. Среди антивирусов она составляет до 95% (используются продукты Dr.Web, «Лаборатории Касперского» и пр.). В части СУБД, уверены эксперты, наPostgreSQL приходится не более 5-7%. В сегменте офисного ПО, в которомМинкомсвязи отмечает 85% присутствие отечественных решений, винтеграторе склонны описывать долю продуктов, выпущенных не Microsoft, науровне 35%, отдельно оценивая популярность отечественного «Моего офиса» науровне 5-7%.

«Мне кажется, конкретная цифра роста до 65% завышена, но самрост однозначно есть», — говорит управляющий директор «Росплатформы» — российского разработчика средств серверной виртуализации и хранения данных — ВладимирРубанов.

Эффективен ли Реестрс точки зрения ИТ-компаний

Несмотря на критику конкретной статистики Минкомсвязи, вцелом отечественные компании появление Реестра приветствуют, хотя и отмечают,что на данном этапе он помог решить далеко не полный круг задач, чему причинойво многом стала пассивность Минкомсвязи.

Так, руководство одного из крупнейших российскихИТ-интеграторов уверено, что работоспособность Реестра зависит исключительно отпозиций государства. «И если здесь Минкомсвязи является проводникомполитической воли, то, наверное, оно могло действовать более энергично, —рассуждают собеседники CNews. — Потому что о каких-либо санкциях за то, чтонедозакупили «Эльбрусы» или «Мой офис», нам ничего не известно. Минсвязисказало “А”, а “Б” не сказало».

В понимании топ-менеджеров, проигрыш российских решенийперед зарубежными — это лишь вопрос времени и денег. Если госорганы начнутполноценно закупать отечественный софт, то у разработчиков будут средства наRnD, и нормальные продукты через два-три года появятся. Пока же продукцияMicrosoft для госорганов — это «стержень» и «позвоночник». «Если убрать AD, Exchange,Server, у них ничего не останется», — говоря они.

«Все ФОИВы пытаются исполнить предписания кимпортозамещению, но делают это криво, — продолжают собеседники CNews. —Закупают небольшое количество лицензий в рамках какого-то замкнутого пилота, ичем длиннее срок этого пилота, тем лучше, потому что в этот период к ним непристают».

При этом представители интегратора уверены, что если Минкомсвязипросто запретит какое-либо иностранное ПО, то российские разработчики перестанутразвиваться. «Они будут втюхивать морально и физически устаревший продукт,который все равно гарантированно купят», — заключают топ-менеджеры.

Управляющий директор разработчика и поставщика ИТ-решенийдля финансового сектора «Диасофт платформа» Константин Варов считает, что Реестр российскому рынку, безусловно,помогает. Он сфокусировал внимание госзаказчиков на отечественных продуктах, ониих стали чаще рассматривать, стали чаще спрашивать «а ваш продукт в Реестре илинет?». В ряде случаев (но таких мало) заказчики и вовсе не готовы рассматриватьпродукты не из Реестра, отмечает Варов.

«А вот говорить о том, что оправдались ожидания российскихразработчиков пока рановато, — добавляет он. — Но это больше связано сзавышенным уровнем наших ожиданий. Думали, что настрой исключить использованиезарубежного ПО там, где есть российские аналоги, будет более сильным. Надеялисьна определенную жесткость со стороны государства. Увы, продемонстрированноегосударством давление на тех, кто даже сейчас продолжает закупать дорогоезарубежное ПО при наличии российских и в большинстве случаев более дешевыханалогов ограничилось лишь «предупреждениями». Реально сильногопринуждения госзаказчиков к соблюдению нормы закона не случилось».

Варов указывает, что большая часть обоснований закупкииностранного ПО не выдерживают мало-мальски серьезной критики, а в ряде случаеви вовсе составлены «под копирку» с предоставленных иностранными компаниями«шаблонов», без изменения под специфику заказчика, и даже с сохранениемимеющихся в «шаблоне» ошибок. «Реальной борьбы с такими отписками мы почти невидим, — продолжает Варов. — Говорю «почти», поскольку небольшиеисключения все-таки случаются. Собственно благодаря им на Реестр и сталиобращать внимание. Надеюсь на то, что эта практика будет продолжена и долязакупок российского ПО будет продолжать расти».

По заверению Владимира Рубанова из «Росплатформы», в окружении техзаказчиков, с которыми контактирует его компания, Реестр однозначно работает.«Мы участвовали и выигрывали в том числе в конкурсах, где в техническое заданиебыли изначально заложены требования под зарубежное решение, но наше российскоепроисхождение при равном функционале играло решающее значение, — говорит он. —Также, на Реестр стали по собственной инициативе ссылаться во внутреннихрегламентах закупки ряд госкорпораций и даже крупные коммерческие компании,заинтересованные в снижении рисков непрерывности своей деятельности в случаеусиления санкций».

В то же время Рубанов отмечает и инерцию ряда ИТ-директоров,которые привыкли использовать определенные западные решения и не хотят ничегоменять по принципу «пока гром не грянет…». «Они пытаются писать “обоснованияневозможности закупки российского софта”, но механизмы контроля над этим в 2018году усилятся, — уверен Рубанов. — В программе “Цифровая экономика” утвержденомероприятие по обеспечению на постоянной основе мониторинга и контроля текущейситуации с закупками отечественного ПО органами госвласти, госкорпорациями икомпаниями с госучастием».

Советник гендиректора «Базальт СПО» (разработчикдистрибутива ОС Linux) Алексей Смирновтакже считает, что в целом Реестр работает. «Да, есть серьезные вопросы по рядупродуктов, которые в него попали, непонятна степень жесткости позициигосударства в дальнейшем, система принуждения к выполнению законов работает плохо,но закупки явно переориентируются на отечественное ПО из Реестра, — рассуждаетон. — Большинство покупателей уже ищут не обоснования для “отмазки”, а теобласти, где они уже сейчас могут переходить на отечественное ПО».

«Я считаю, что Реестр — это реально работающий инструмент, —комментирует президент группы «Корус консалтинг» Александр Семенов. — Он существенно повлиял на нашу продуктовуюстратегию: если несколько лет назад среди наших партнеров было два-трипроизводителя российского ПО, то сейчас их больше десятка, и список продолжаетрасширяться. Мы видим, как государство оказывает достаточно сильное давление нагоскорпорации и органы государственной власти для того, чтобы они действительноосуществляли закупки российского ПО».

С точки зрения Семенова, в текущей политической ситуациитакое требование носит часто экономический эффект: объективные риски, которыенесут органы власти и компании с госучастием, попадающие в санкционные списки,связанные с потенциальной возможностью отключения критичных для бизнесаинформационных систем, произведенных в Европе и США, необходимо минимизироватьи для этого заранее находить альтернативные ИТ-решения.

Директор по маркетингу группы компаний «Айти» Дмитрий Ведев указывает, что Реестрсегодня как минимум демонстрирует, что утверждение «в России нет никакихИТ-продуктов» — явно неправильное. «Реестр способствует возникновению контактовкорпоративных пользователей с производителями софта, — говорит он. —Практически во всех крупных компаниях были созданы рабочие группы поимпортозамещению, которые, опираясь на данные реестра, выходили напотенциальных импортозаместителей».

Также, с точки зрения эксперта, Реестр заставляет российскихпроизводителей ИТ-решений выпускать их в виде законченных продуктов, оформляядокументацию, создавая под них сайты и пр. В то же время наличие реестра ипопадание в него продукта является необходимым, но не достаточным условиемроста продаж для каждого конкретного решения и не отменяет активнуюмаркетинговую работу отечественных вендоров ПО, рассуждает Ведев.

«Посмотрите, сколько материалов в части помощикорпоративному потребителю в выборе решений существует за рубежом, — отмечаетон. — “Лучшие 10 продуктов в области ЕСМ”, “Топ-20 решений для управленияданными” — десятки и сотни таких публикаций, специализированных сайтов,конференций, результатов тестирования. На помощь в выборе решений работают икрупнейшие международные консалтинговые группы — Gartner, Forrester, IDC и пр.Глобальная маркетинговая машина продолжает активно формировать лидерскиепозиции зарубежных решений. У нас в отношении большинства российских продуктовничего этого пока нет».

История созданияРеестра

Напомним, закон, предусматривающий создание Реестрароссийских программ, а также возможность ввода ограничений на использованиезарубежного ПО в органах госвласти, Президент России Владимир Путинутвердил в июне 2015 г. Конкретноеограничительное постановление Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в ноябре 2015г.

Первые продукты, официально признанные государством«отечественным софтом», появились в Реестре в феврале 2016 г.