ПОД/ФТ в российской банковской системе и иных сферах финансового рынка Российской Федерации

Семинар содержит обновления нормативных актов, которые актуальны на сегодняшний день для кредитных организаций, связанных с особенностями противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма со стороны Банка России.

Выдаваемый документ: Сертификат установленного образца

Содержание мероприятия:

Тема 1.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей. Оценка уровня риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Обновление сведений об идентификации клиента.

Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификация клиентов — физических лиц:

  • Случаи, в которых идентификация клиентов — физических лиц не проводится.
  • Упрощенная идентификация клиентов — физических лиц.
  • Идентификация клиентов — физических лиц при осуществлении операций, предусмотренных Инструкцией Банка России от 16.09.2010 № 136-И.
  • Полная идентификация клиентов – физических лиц. Особенности проведения полной идентификации клиентов – физических лиц, являющихся гражданами РФ и иностранными гражданами
  • Выявление иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), российских публичных должностных лиц (РПДЛ) и публичных лиц международных организаций (ПЛМО) , а также родственников лиц из указанных категорий среди клиентов — физических лиц.
  • Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников как часть процедуры идентификации.
  • Порядок выявления ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников.
  • Фиксирование сведений о принадлежности к ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственникам.
  • Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов – физических лиц.

Идентификация третьих лиц, вносящих денежные средства на счет клиента — физического лица

  • Письмо Банка России от 20.01.2003 № 7-Т «Об исполнении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Сведения, которые необходимо получать в целях проведения идентификации третьих лиц, вносящих денежные средства на счет клиента — физического лица.

Идентификация представителей, лиц, обладающих правом первой и второй подписи, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. Рекомендации, изложенные в Письме Банка России от 30.08.2006 № 115-Т.

Идентификация клиентов — индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой:

  • Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов — индивидуальных предпринимателей;
  • Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации клиентов — физических лиц, занимающихся частной практикой;
  • Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников среди индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой
  • Фиксирование сведений, полученных при проведении идентификации индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой

Идентификация клиентов — юридических лиц. Особенности проведения идентификации клиентов – юридических лиц с учетом требований Указания Банка России от 21.01.2014 № 3179-У.

Установление и идентификация выгодоприобретателей:

  • Определение понятия «выгодоприобретатель»;
  • Признаки операций, при осуществлении которых необходимо проводить установление и идентификацию выгодоприобретателей;
  • Документы, которые необходимо получить при установлении и идентификации выгодоприобретателей;
  • Особенности установления и идентификации выгодоприобретателей в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21.01.2014 № 3179-У.

Практические вопросы реализации требований Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»:

  • Порядок осуществления процедур, направленных на блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества, принадлежащего клиентам. Особенности проведения отдельных видов операций в соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 403-ФЗ. Случаи, в которых проводится приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • Отказ в заключении договора банковского счета/вклада (депозита) и в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Расторжение договора банковского счета/вклада (депозита) по инициативе кредитной организации.

Порядок оценки уровня риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Обновление сведений о клиенте:

  • Критерии присвоения «высокого» уровня риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма применительно к «риску клиента»:
  • риск по типу клиента;
  • страновой риск;
  • риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.

Сроки обновления сведений, полученных в результате идентификации клиента:

  • Порядок обновления сведений при изменении информации, полученной в результате идентификации клиента. Обновление сведений о представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах;
  • Практика оценки уровня риска использования клиентами кредитной организации оказываемых услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Порядок и критерии выявления некоторых операций (сделок), подлежащих обязательному контролю:

  • Выявление операций снятия со счета или зачисления на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
  • Выявление сделок скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
  • Порядок выявления сделок в случае, если в договоре не указана общая цена драгоценных металлов.
  • Порядок выявления сделок в случае, если договор предусматривает поставку нескольких драгоценных металлов.

Выявление сделок предоставления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получения такого займа:

  • Порядок выявления сделок. Особенности анализа расчетов в рамках договора займа (реальной сделки);
  • Порядок и сроки формирования сообщения с кодом «5007».

Выявление сделок с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю:

  • Порядок выявления сделок. Особенности анализа договоров, которыми оформлены сделки с недвижимым имуществом.
  • Порядок и сроки формирования сообщения с кодом «8001».

Выявление операций по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по расходованию средств некоммерческими организациями:

  • Порядок выявления операций. Балансовые счета второго порядка, используемые при проведении операций по получению средств некоммерческой организацией.
  • Сроки формирования сообщения с кодом «9001».

Новый критерий операций, подлежащих обязательному контролю, введенный в действие Федеральным законом от 21.07.2014 № 213-ФЗ. Операции хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности

Стоимость первой части — 7800 руб.

Форма обучения — очно / вебинар

Тема 2.

  • Построение двухуровневой системы контроля за соблюдением противолегализационных требований некредитными финансовыми организациями: роль кредитных организаций; информация, необходимая к использованию кредитными организациями при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов-некредитных финансовых организаций.
  • Последние тенденции в выявлении сомнительных операций:

    а) построение работы с клиентами, проводящими сомнительные операции с использованием исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением гражданско-правовой сделки (общее описание схемы; статистика, характеризующая нарастание проблемы; мероприятия, проводимые Банком России совместно с другими государственными органами, направленные на купирование проблемы; практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 02 февраля 2017 года № 4-МР; возможные дальнейшие действия по предотвращению использования указанной схемы в целях проведения сомнительных операций);

    б) риск-ориентированный подход к оценке клиентов-резидентов Российской Федерации, осуществляющих переводы денежных средств нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара (практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09 февраля 2017 года №5-МР, сложность в квалификации указанных операций в качестве подозрительных (сомнительных), мероприятия, рекомендованные в отношении указанных клиентов, отличие подходов в отношении таких клиентов по сравнению с подходами в отношении клиентов, осуществляющих иные виды сомнительных операций).
  • Принципы использования кредитными организациями информации Росфинмониторинга об «отказах» в отношении клиентов повышенного риска (комментарий к Положению Банка России от 20 июля 2016г. № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом). Оценка информации, влияние информации на степень (уровень) присеваемого риска, возможные действия кредитной организации в отношении «отказника».
  • Подходы к пониманию наиболее сложных инструментов института идентификации клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, представителей клиента:

    а) модификация требований к идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей клиентов. Подходы регулятора к оценки выполнения кредитными организациями требований к идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей;

    б) анализ дополнительных параметров, требуемых к получению в целях идентификации клиентов физических и юридических лиц (цель установления и предполагаемый характер деловых отношений, определение целей финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение, деловая репутация, источники происхождения денежных средств и (или) иного имущества);

    в) уточненный перечень сведений, которые кредитные организации вправе получать при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;

    г) развитие института идентификации бенефициарного владельца: распространение требований по установлению бенефициарного владельца, обновлению и хранению сведений о нем на юридических лиц, не являющихся субъектами исполнения Федерального закона №115-ФЗ. Влияние указанных новелл на исполнение кредитными организациями требований по идентификации бенефициарных владельцев (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. №215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»);

    е) трансформация подхода законодателя к вопросу о режиме открытия счетов (вкладов): установление требования об открытии банковского счета (вклада) только при личном присутствии клиента или его представителя, изъятия из общего правила по открытию счета при личном присутствии для определенной категории юридических лиц (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»);

    ж) удаленная идентификация (идентификация без личного присутствия), перспективы внедрения и развития, общие принципы удаленной идентификации, требования к кредитным организациям при реализации удаленной идентификации).
  • Обязанности кредитных организаций в рамках Федерального закона от 28 декабря 2012г. №272-ФЗ в части отказа в проведении операций, одной из сторон которой является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2015г. №129-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016г. №461 Об утверждении Правил представления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о фактах отказа от проведения операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которых является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации).

Стоимость второй темы — 10500 руб.

Форма обучения — очно

Стоимость мероприятия: 14700 руб.

Форма обучения: Очно