Поезд на автопилоте модели «Ока»

24.02.2017

Поедут на автопилоте. Московский метрополитен запускает современные поезда

Поезд на автопилоте модели

Поезд на автопилоте модели «Ока» будет запущен в московском метро в мае 2017 года. Он будет курсировать между станциями Калининской линии, находясь под контролем опытного машиниста. Об этом сообщили в пресс-службе Московского метрополитена.

«Автоматическая система берет на себя все основные функции по управлению поездом, но машинист остается в кабине, – пояснили в пресс-службе. – Он следит за высадкой и посадкой пассажиров, контролирует положение дверей, дает команду отправления и берет на себя полный контроль поезда в случае чрезвычайной ситуации».

В столичной подземке уже запущены три поезда с автоматической системой. Внешне они не отличаются от остальных. Разница в том, что в кабине машиниста установлена система автономного автоматизированного ведения поезда. С помощью специальных радиометок система считывает нужную информацию о движении и берет основное управление поездом на себя. Они расположены в тоннелях и дают информацию о местонахождении и расстоянии до других составов на участке пути. Система автоведения программируется отдельно под каждую линию, перед выездом состава из депо в нее вносят данные о маршруте, тоннеле, скоростных ограничениях и графике.

Автоматическая система применяется во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, США, Испания, Франция, Япония и др. Первые попытки были предприняты в Лондоне еще в 1967 году – Victoria line частично обходилась без машиниста. В 1989-м в Париже был запущен поезд полностью в автоматическом режиме.

На сегодняшний день во многих метрополитенах мира такие поезда обходятся вообще без машиниста. Существует несколько видов автоматизации. Например, когда в составе не предусмотрена кабина, в таком поезде пассажиры первого вагона через лобовое стекло могут наблюдать тоннель и рельсы. Они применены в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Другой вид предусматривает нахождение машиниста в кабине для открытия и закрытия дверей, а также на случай чрезвычайного происшествия. К нему относится линия 11 метро Барселоны, метрополитен в Пекине и в Сингапуре. Еще один вид автоматизации – когда человек управляет поездом, чтобы следить за препятствиями на пути. Подобная система работает в Мадриде.

В России такая система тоже внедрена. Часть подвижного состава Санкт-Петербургского и Казанского метрополитенов оборудованы системой «Движение».

Основная трудность при запуске поезда без машиниста – это психологическая проблема. Пассажиры боятся садиться в поезд, которым управляет машина. В Германии автоматизированным поездам люди стали доверять только после нескольких лет успешной эксплуатации. Однако в России, по словам председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, на сегодняшний день запуск такой системы не позволяет нормативная база. Система должна быть как следует разработана.

«Чтобы поезда ходили без машинистов, на каждой двери вагона необходимо установить датчик, который будет контролировать открытие и закрытие дверей. Если дверь не закрылась до конца, поезд не должен трогаться. Система также должна распознавать, если кто-то застрянет в дверях. Сегодня машинист с этой задачей справляется быстрее», – пояснил Янков.

По словам главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, в столице поезда без машиниста в кабине не будут запущены, так как подобная система позволяет запускать не более 20 поездов в час, а в Московском метрополитене в час пик ездят более 39 поездов в час. Он также отметил, что человеческий фактор в управлении поездом позволяет ему быть более безопасным и эффективным.

Нана Кисс

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»