Правильно подстриженные кустики

ТРИ ПРОВИНЦИИ — ОДНА ФОРМА
Если прямой край и угол знаменуют тотальную волю садовника, то шаровидные формы существуют в природе, которой не коснулись ножницы и секаторы. Поэтому композиции, состоящие из стриженых округлостей, выглядят мягче и естественней.

На этом развороте примеры из трех французских провинций демонстрируют использование одной формы для разных целей. На наклонной террасе сада живописной прованской виллы Николь де Везиан обтесанные камни и остриженные растения словно поддразнивают друг друга. Круглокронные деревца в вазонах симметрично расставлены по периметру рыбного пруда на вилле Эйриньяк в Аквитании, что добавляет ему импозантности. Тесно посаженные и остриженные в виде сфер кустарники под стенами дома Энн-Мари Бане в Нормандии образуют «сад на мостовой» и в сочетании с навесом из плюща и деревцами в горшках уютно затеняют вход.

ПРАВИЛЬНЫЕ УГЛЫ

НОРМАНДИЯ ПО-АНГЛИЙСКИ
В топиарном искусстве (искусстве фигурной стрижки зеленых насаждений) первыми упражнялись древние римляне. Римские сады нередко превращались в выставочные пространства для произведений такого рода, называемых «растительная архитектура» или «зеленая скульптура». «Исправление» природных форм, превращение их в геометрические фигуры требует большого такта, тщательнейшего исполнения и в дальнейшем — непрерывной работы профессионального садовника. В случае удачи такой сад производит совершенно особенное впечатление — в нем устанавливается ни с чем не сравнимая, таинственная и значительная тишина.

На этом развороте представлены два нормандских ландшафта, спроектированных англичанами. Их роднит предпочтение четких угловатых очертаний, уподобление растительности архитектурным элементам. Наиболее бескомпромиссный вариант — сад Варавиль (на этой странице внизу и на странице справа), созданный в 1966 году по проекту знаменитого ландшафтного дизайнера Рассела Пейджа.

УМНОЖЕНИЕ ПОДОБИЙ:

ПРОВАНС ПО-ИТАЛЬЯНСКИ. СЮР В ДОЛИНЕ ЛУАРЫ
Климат, почва, растительность и архитектурные привычки меняются во Франции от региона к региону. Композиции на этом развороте, при всей разности стилей, построены по схожему принципу – повторению одинаковых форм: двойная шеренга оливковых деревьев в огромных горшках вдоль узкой полосы водоема; целая «плантация» зонтиков над цветочными клумбами; скопление сложностриженых кустарников вокруг пруда. О последних, произрастающих на территории ренессансного поместья Шато дё Пин (долина Луары), его хозяин Жан де ля Сэль говорит так: «Это напоминает мне партию в шахматы или королевскую армию, хоровод или коллекцию парфюмерных флаконов». Все три сада спроектированы в XX веке и благодаря свободному обращению их авторов с традицией придают окрестностям многовековых замков свежий и непринужденный вид.

СЮРПРИЗЫ И КУРЬЕЗЫ

В ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС И КОТ Д`АЖУР
Умение развлекать публику, учреждая в пространстве сада лабиринты, беседки-«миловиды», фонтаны просто и фонтаны с подвохом, экзотические павильоны, секретные ходы, укромные гроты и прочие выкрутасы, всегда входило в число главных достоинств настоящего садовника. В околодворцовых садах и парках подобных забав и затей всегда планировалось помногу, но на сравнительно малой частной территории таким объектам, как правило, не находится места. Однако уважающий себя гостеприимный хозяин обязательно найдет возможность разместить в своих владениях хотя бы один кунстштюк.

На этом развороте — примеры садово-парковых объектов такого рода. Важно заметить, что один из владельцев сада с сюрпризами живет в собственноручно отреставрированном домике садовника.