Принят закон о переходном периоде реализации «мусорной реформы»

Принятый в третьем чтении закон позволит всем 85 регионам Российской Федерации плавно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Принятый в третьем чтении закон позволит всем 85 регионам Российской Федерации плавно перейти на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Для того чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз мусора, закон разрешает регионам по согласованию с Правительством в течение ближайших четырех лет использовать действующие полигоны, но при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей/

Как отмечается в пояснительной записке к закону, в настоящее время в субъектах РФ — городах федерального значения сейчас сложная ситуация в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В соответствии с № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено. Таким образом, размещение объектов захоронения отходов на территории субъектов РФ — городов федерального значения невозможно.

В то же время объекты захоронения отходов, расположенные на территории соседних субъектов РФ, зачастую переполнены и подлежат закрытию, а создание новых объектов в таких субъектах РФ затруднено из‑за высокой плотности населения. По мнению авторов закона, единственным выходом из сложившейся ситуации является создание современных высокотехнологичных объектов обращения с отходами. Но на реализацию этой задачи от стадии оформления подходящих земельных участков до ввода в эксплуатацию потребуется до 3 лет. Потому построение долгосрочного прогноза развития отрасли, являющегося определяющим фактором при расчете стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО регионального оператора, не представляется возможным.

При этом в соответствии с действующим законодательством обязанность по началу деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и оказания коммунальной услуги по обращению с отходами наступает не позднее 1 января 2019 года.

Согласно принятому закону, если выбранный по конкурсу региональный оператор после 1 января 2019 года по каким‑либо причинам откажется от исполнения контракта, субъект РФ сможет без проведения конкурсных процедур на один год выбрать другого оператора на своей или соседней территории или же возложить обязанности оператора на действующие унитарные предприятия, имеющие лицензию на обращение с отходами.

Если ни один из перечисленных вариантов не возможен, регион будет вправе временно продолжить работу с мусором в том формате, который действовал до наступления 2019 года.

Для того чтобы избежать резкого скачка тарифов за вывоз мусора, где главная составляющая — это транспортные расходы, закон разрешит регионам по согласованию с Правительством в течение четырех лет использовать действующие полигоны, но при условии, что они не представляют угрозы для экологии и здоровья людей.

Как отмечал член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, «в изначальной редакции он касался только городов федерального значения, где в полном объеме действие закона переносится на 1 января 2022 года. Закон сложный, но необходимый. С нашей точки зрения, надо решать мусорную проблему, но здесь главное вместе с мусором не выбросить и содержание, то есть не вызвать ситуацию коллапса, ситуацию непомерной нагрузки на граждан. И поэтому для федеральных городов, у которых это наиболее проблемно, мы переносим окончательные сроки на 1 января 2020 года. Ко второму чтению появились определенные страховые механизмы и для других территорий, чтобы можно было решать вопрос при отсутствии назначенного оператора и чтобы там тоже не возникла проблема (надеюсь, что этого не произойдет) в январе следующего года».

Напомним, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости решить проблему свалок в стране.

Источник: http://duma.gov.ru