Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан
Повышение доступности и качества медицинской помощи
Развитие первичной медицинской помощи
Возрождение профилактического направления в здравоохранении
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики
повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, — 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Федеральные центры высоких медицинских технологий

В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах[1], из них:

семь по профилю «сердечно-сосудистая хирургия»
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Астрахань)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Калининград)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Красноярск)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пенза)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пермь)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Хабаровск)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Челябинск)
пять по профилю «травматология, ортопедия и эндопротезирование»
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Барнаул)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Владивосток)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Краснодар)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Смоленск)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Чебоксары)
два по профилю «нейрохирургия»
Федеральный центр нейрохирургии (Новосибирск) — открыт в 2012 году
Федеральный центр нейрохирургии (Тюмень) — открыт в 2011 году

Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).


Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007—2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.