Проект Федерального закона N 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»


Проект Федерального закона N 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»

Настоящий законопроект содержит 112 поправок в 69 статей Семейного кодекса РФ, дополняет его двумя новыми главами (12.1 и 18.1) и 27 новыми статьями.

Законопроект охватывает те сферы семейных отношений, которые имеют публично-правовую направленность, а именно:

отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;

установление факта отсутствия у ребенка родительского попечения и его устройство;

институт семейно-правовой ответственности: ограничение и лишение родительских прав;

институт брака.

В частности, в целях обеспечения укрепления института семьи законопроектом предлагается расширить систему принципов семейного права, включив в нее принципы, определяющие характер взаимодействия семьи и публичных органов власти, такие как:

— презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Предусматривается, что действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка лежит на истце;

— право ребенка жить и воспитываться в родной семье (семье своих родителей или иных родственников). Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у детей попечения родителей.

Законопроектом предлагается иная концепция отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится):

— отказ от отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети);

— отобрание ребенка рассматривается как принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится. Вводится запрет отобрания ребенка у родителей иначе, как на основании судебного решения;

— основанием отобрания является виновное поведение родителя (иного лица, на попечении которого находится ребенок), установленное вступившим в законную силу судебным решением о лишении родителя родительских прав, об ограничении родителя в родительских правах; об отмене усыновления; актом органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей, а в случае обжалования такого акта, — вступившим в законную силу судебным решением об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного акта незаконным;

— исполнение решения суда об отобрании ребенка и передача ребенка производится судебным приставом-исполнителем с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок.

В систему мер защиты ребенка вместо действующего механизма его отобрания при непосредственной угрозе его жизни или здоровью предлагается включить меры самозащиты, временные меры защиты, а также меры семейно-правовой ответственности.

К мерам самозащиты законопроект относит:

— установление опеки (попечительства) над детьми по заявлению их родителей на период, когда родители по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. К уважительным причинам предлагается отнести, в том числе: не достижение родителями возраста

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 15.07.2020

Поделиться ссылкой: