Проводник для молодёжи и загрузка нейронной сети: что даёт Метадрама — Рецензия

«Рад за родной город, что у него появился такой фестиваль. Который проходит уже в третий раз и не стал разовой акцией. Теперь для студентов института искусств и всех, кто интересуется современным театром, в городе появился проводник. Для меня, лет 10 назад, это так и осталось несбыточной мечтой. В результате, конечно, эта ситуация побудила к большому путешествию по стране и разрушению всех преград лбом. Но всё-таки разрушение — это разрушение, и оно всегда проигрывает созиданию. Теперьтоке есть возможность созидать», – эти слова на своей странице Фейсбук написавел Макаров – участник фестиваля современной драматургии Метадрама-2021. На фестиваль ПаСанкт-Петербурга как гость и приглашённый режиссёр, но Владивосток – его малая родина, здесь он окончил Дальневосточный институт искусств и, как и многие молодые и талантливые, уехал из Приморья искать свежие ветра. Тем ценнее его мнение о фестивале Метадрама: в силу своего профессионализма и связанности с регионом мнение Макарова экспертно по отношению к происходящему. Тихоокеанский фестиваль современной драматургии Метадрама появился в 2018 году как совместный проект Приморского краевого театра молодёжи и приморского драматурга, режиссёра проекта «The Драма» Виктории Костюкевич. За пару лет до этого Виктория организовывала читки современной драматургии на небольших площадках Владивостока, и востребованность такой формы работы среди молодёжи оказалась высокой. Звёзды сошлись в том, что в начале 2018 года Приморскёжи возглавил Игорь Селезнёв, он рискнул принять идею фестиваля современной драматургии на территорию театра. Так родился Первый Тихоокеанский фестиваль современной драматургии, со второй Метадрамы ставший Международным. Надо отметить: Метадрама – первый профессиональный театральный фестиваль в Приморье. То, что фестиваль родился из местной инициативы, ценно неоспоримо. Когда люди, живущие на конкретной территории, здесь же, на своей земле, создают жизнеспособные, востребованные у местного сообщества проекты, территория крепнет и даёт осмысленность присутствия на ней людям, особенно молодёжи. Об этом же и написал Павел Макаров, уехавший из региона в места, где он мог получить новые театральные понимания и опыт, так как в своём родном Владивостоке взять это было негде. В 2021 году Метадрама включила в себя несколько программ: перформансы, читки, спектакли, образовательные программы, концертные представления. Образовательные программы в виде лектория вошли в фестиваль в 2019 году. О современном театре тогда говорили: кандидат искусствоведения, театральный критик Татьяна Джурова (Санкт-Петербург), доктор искусствоведения, профессор ко ГИТИС Дмитрий Трубочкин (Москва), театровед Кристина Матвиенко (Москва). В этом году, на третьей Метадраме, образовательный блок значительно расширился по задачам. Во-первых, Театр молодёжи озадачился обучением театральных блогеров, дав возможность заинтересованным горожанам более глубоко понять современный театр и научиться писать театральную критику. Обучение, кстати, как и лекторий «для всех», бесплатны. Во Владивостоке катастрофически не хватает критики, об этом говорят художники, писатели и поэты, актёры, режиссёры и театральные руководители, я имею в виду тех из них, кто стремится к развитию и понимает ценность обратной связи и осмысленного критического взгляда. Без грамотной обратной связи, чем и является критический материал, творческому полю грозит застой, говорят они. Театр молодёжи сделал конкретный, посильный шаг в направлении разрешения ситуации. Воркшоп «Современный театр. Производство понимания» вела кандидат искусствоведения, театральный критик, доцент Российского государственного института сценических искусств Татьяна Джурова (Санкт-Петербург). Группа более чем из 20 человек обучалась с 25 по 31 мая, а фестиваль Метадрама стал для участников полем практической работы (1 – 6 июля). Свидетельствую: обучающая программа была очень насыщенна и строилась на практике: домашняя работа по онлайн просмотру заданных театральных постановок и ежедневные, по несколько часов, обсуждения с разбором в группе в Театре молодёжи вместе с Татьяной Джуровой, а также написание материалов, в том числе по результатам Метадрамы. В период фестиваля лекции для всех желающих, кроме Татьяны Джудидат искусствоведения, театровед Екатерина Морозова (Москва) и театральный кндидат филологических наук Вера Сердечная (Краснодар). Столь подробно останавливаюсь на образовательной программе из знания не понаслышке: у нас, на восточной окраине России, в географической оторванности от театрального поля европейской части страны и мира, возможность учиться понимать современный театр без поддержки сложно, а то и невозможно. И, конечно же, обучаясь, необходимо видеть, слышать, чувствовать, а порой, практически непосредственно участвовать в постановках – есть в современном театре и такие формы и их тоже представили на Метадраме. Итак, о формах, конечно же – театральных. Интереснейшая фестивальная тема – режиссёрские лаборатории, когда в течении нескольких дней режиссёр ставит с актёрами эскиз или перформанс. Драматург Екатерина Августеняк (Санкт-Петербург) поставила лингвистический эксперимент по собственной пьесе «Lorem Ipsum» с двумя актёрами Театра молодётьей фестиваля, прилетевшей, кстати, специально на Метадраму из Иркутска, к актёрскому ремеслу отношения она не имеет. Эксперимент, участниками которого стали зрители, я лично отношу к мозгодробительным – как такового сюжета нет, главный герой – текст, трансформирующийся в зависимости от того, в какую социально-производственно-смысловую среду он упакован. Происходящее мало понятно, но мозг с интересом следит за движениями и произносимыми на сцене словами, так как слово – это то, через что мы, люди, с миром и друг другом коммуницируем. И вопрос – как мы это делаем? Ответа в эскизе ненейронную сеть, уж мою точно, Екатерина Августеняк подзагрузила. Евгений Сташков (Ачинск) с актёрами Театра молодёжи поставил спектакль-перформанс «Чувствую мечту. Мечтуp;; – сюр на основе мистики эпохи «постковидной реальности». Сергей Чехов (Псков) на неделю с группой отправился в эксперимент – исследовать остров Русский. В личном разговоре со мной он поделился, что ничего более прекрасного, мистически-загадочного, чем туманы на острове Русском, он не видел и надеется, что когда к перформативному действу подключатся зрители, туман станет его частью. А затем мы все вместе, мы – это зрители, присоединившиеся к исследователям, гуляли в реальном пространстве форта Поспелова, обмениваясь в виртуальном чате мыслями и ассоциациями. В этот день в городе на полную мощность включили солнце изгнав туманную влагу с острова – перформанс жизни не предполагает точного исполнения задуманного режиссёром сценария. Возможно, в этом есть часть идеи, которую и пытался реализовать Чехов.       &nbspл Макаров (Санкт-Петербург) с актёрами Театра молодёжи поставил эскиз-променад (эту форму ещё называют «бродилка») по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания». Агенты провели зрителей по всему закулисью театра от подвала до чердака, вначале устроив им фуршет в театральном холле и сделав участниками детективной истории. Показ различных театральных форм и перенос зрителей в непривычные пространства, через которые можно видеть, каким может быть современный театр, дал интереснейший опыт и впечатления от фестиваля. Если Макаров запустил всех бродить по театру, то театр «Чехов-центр» с острова Сахалина усадил зрителей в настоящий автобус дальнего следования и разыграл в нём спектакль «Вторник короткий день» по пьесе Светланы Петрийчук, прокатившись поквается, можно и так. Были на Метадраме и репертуарные спектакли, поставленные по классике – на театралестивале выступили театры из Комсомольска-на-Амуре, Улан-Удэ, Благовещенска.  Приморский театр молодёжи открыл фестиваль спектаклем «Бриннер» в постановке Талгата Баталова (Москва), драматург Виктория Костюкевич, и спектаклем-концертом «Маяковский: поэт у микрофона», режиссёр Иван Синицин. Нельзя не отметить такую особенность Метадрамы, как зрительские обсуждения после каждой представленной работы. Притом в обсуждениях участвуют как зрители, так и профессиональные критики, и в этом, как оказалось, есть необычность. Широкая фестивальная практика нашей большой страны показывает: театральные обсуждения обычно – прерогатива профессионалов, зрители чаще всего на них не присутствуют. Метадрама пошла более сложным путём, но именно этот путь даёт заинтересованному зрителю возможность узнать, оисходящем профессионалы, а критики и театроведы, так же, как актёры и режиссёры, могут лучше понять, как реагирует на постановку зритель. И польза от этого обоюдная.   Культурный обозреватель Ирина Павленко. Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освящает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикуется в информационном агентстве  DEITA.RU, в журнале «Дальневосточный капитал». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.