Проходка северо-восточного участка большого кольца метро завершена на 100 процентов

В Москве продолжается строительство станции метро Большой кольцевой линии (БКЛ) «Сокольники». Она входит в состав северо-восточного участка БКЛ и станет пересадочной с одноименной станцией Сокольнической линии. Сейчас завершается установка ограждений котлована, идет разработка грунта и устройство основных конструкций станции. Станцию осмотрел Сергей Собянин.

«Станция “Сокольники” — одна из самых сложных, потому что проходка возле действующего тоннеля прошла буквально в шести метрах от сложных геологических пластов. Тем не менее и эта часть тоже пройдена. Напомню, что в Сокольниках у нас еще есть обязательства помимо строительства станции: нужно восстановить сквер, который ведет до парка “Сокольники”. Поэтому прошу этого не забывать. Задание это есть, в проекте это есть. Нужно будет в следующем году приступить к строительным работам», — сказал Сергей Собянин во время осмотра будущей станции.

Мэр Москвы напомнил, что первый этап северо-восточного участка Большой кольцевой линии («Нижегородская» — «Лефортово») уже сдан, участок от «Лефортова» до «Электрозаводской» будет готов до конца года, а на самом сложном участке («Электрозаводская» — «Савеловская») завершена проходка, идет строительство станций. Третий участок должен быть готов в 2022 году.

«Северо-восточный участок Большой кольцевой линии — один из самых сложных в проходке и реализации, тем не менее сегодня проходка на этом участке завершена на сто процентов. Это большое историческое событие, которое позволяет работать дальше уже по станциям метро на этом участке», — отметил Мэр Москвы.

Северо-восточный участок Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции «Савеловская» начали строить в 2015 году. На 14-километровом отрезке будет семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща», а также соединительная ветка в депо «Нижегородское» (1,9 километра).

Сегодня участок от «Авиамоторной» до «Савеловской» готов на 78 процентов (учитывая, что участок «Нижегородская» — «Авиамоторная» построен в составе Некрасовской линии). Уже полностью пройдены перегонные тоннели. Строятся четыре станции.

Открытие северо-восточного участка БКЛ от «Нижегородской» до «Савеловской» позволит:

— улучшить транспортное обслуживание жителей районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Косино-Ухтомский и Некрасовка (население более 750 тысяч человек) и тех, кто там работает;

— снизить нагрузку на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий метро;

— улучшить транспортную доступность Савеловского и Рижского вокзалов;

— сократить интенсивность движения транспорта по соседним улицам примерно на 10–15 процентов, а это улучшит экологическую ситуацию в перечисленных районах;

— обеспечить полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть Московского метрополитена.

Новая станция «Сокольники»

Будущая станция «Сокольники» (рабочее название «Стромынка») расположена у главного входа в одноименный парк — на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал. Это станция колонного типа, мелкого заложения.

«Сегодня здесь почти на 80 процентов готовы монолитные конструкции. Основная задача, как вы говорили, весной следующего года приступить к работам по благоустройству, разбить сквер. Строительство всего остального, в том числе перегонных тоннелей, закончено», — рассказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.

В оформлении станции будут преобладать белые и серые тона. Потолки в кассовом зале и на платформе выполнят из алюминия. Для пола выбрали светло-серый (шимановский) и темно-серый (габбро) гранит. Колонны на платформе облицуют белым мрамором.

Новая станция будет иметь два вестибюля, через которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному переулку, парку «Сокольники» и на Русаковскую улицу.

Строят станцию на глубине около 30 метров. Работы идут в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей. Перегонные тоннели в сторону «Электрозаводской» прокладывали в сложных гидрогеологических условиях. Кроме того, метростроители проложили тоннели под Ярославским направлением Московской железной дороги (МЖД). Сегодня они готовятся соединить старую и новую станции. Переходов между ними будет два: в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.

Когда станцию достроят, территорию вокруг благоустроят. Рядом с выходами из метро на исторической аллее, ведущей от улицы Русаковской к главному входу в парк культуры и отдыха, будет создан новый парк. Таким образом, «Сокольники» станут второй после «ЦСКА» станцией Большой кольцевой линии, выходы из которой будут расположены в парке.

«Мы планируем восстановить здесь историческую аллею из лип. По этому проекту проходило голосование в “Активном гражданине” — в нем участвовали 177 тысяч москвичей, и почти 99 тысяч проголосовали за него. Кроме того, будут благоустроены все прилегающие улицы силами Департамента капитального ремонта и все дворы, прилегающие к этому объекту», — рассказал префект Восточного административного округа Николай Алешин.

Особенностью нового сквера станут липы и фонари. В оформлении планируют использовать красные тона. Николай Алешин добавил, что основные работы завершатся в 2021 году, а после они пройдут в более отдаленных частях района. Их закончат в 2022–2023 годах.

Большая кольцевая линия

Строительство Большой кольцевой линии — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров, на которых разместятся 31 станция и три электродепо (включая существующий участок «Каховская» — «Каширская»). Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.

При строительстве БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская»; Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов»; перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Со станций Большой кольцевой линии можно будет сделать 23 пересадки на другие ветки метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на Московские центральные диаметры Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ новой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Идеи строительства БКЛ возникали с 1985 года. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать работы принял Сергей Собянин.

Строительство линии разделили на участки.

  1. Северо-Западный участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская».

Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018 года).

  1. Северо-Восточный участок от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская».

Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (открыт для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская», «Электрозаводская» — «Савеловская».

  1. Западный участок от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская».

Этапы: «Хорошевская» — «Карамышевская», «Карамышевская» — «Кунцевская».

  1. Юго-Западный участок от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского».

Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская».

  1. Южный участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»).
  2. Восточный участок от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».

В настоящее время завершена проходка 91 процента тоннелей БКЛ. Общая строительная готовность кольца составляет 69 процентов.

Строительство метро в цифрах

С 2011 года Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело в эксплуатацию 302,7 километра линий, 147 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

Некрасовская линия:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (пять станций).

Большая кольцевая линия:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция).

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо — 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2): 60 станций, из которых 20 — пересадочные на линии метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».

С начала 2020 года введено в эксплуатацию 15,65 километра линий и шесть новых станций московского метро, в том числе второй участок Некрасовской линии от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» — 11,33 километра, пять станций («Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»); северо-восточный участок БКЛ от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» — 2,99 километра, одна станция («Лефортово»); тупики на участке Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» — 1,33 километра.

До конца года планируют построить еще 7,9 километра линий, три станции и одно электродепо, в том числе западный участок БКЛ от станции «Хорошевская» до станции «Карамышевская» — 5,5 километра, две станции («Карамышевская» и «Мневники»); северо-восточный участок БКЛ от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» — один километр, одна станция («Электрозаводская»); Калининско-Солнцевская линия, оборотные тупики за станцией «Деловой центр» — 1,4 километра; электродепо «Сокол» (реконструкция).

Всего в 2020 году планируется построить 23,55 километра линий, девять новых станций и одно электродепо.