Распределение мерзлых грунтов на группы в зависимости от трудности их разработки механизированным способом

Таблица 2

Вид работы и наименование машины
Наименование и характеристика грунтов разработка

одноковшо

вым

экскаватором

предвари

тельно

разрыхлен

ного

грунта

разработка

грунта

траншей

ными

роторными

экскавато

рами

разработка

бульдозером

предвари

тельно

разрыхле

нного

грунта

рыхление

грунта

бульдозе

рами-

рыхлите

лями

рыхление

грунта

клин-

молотом

нарезка

прорезей

баровой

машиной

1. Гравийно-галечные грунты IIм
2. Глина:
жирная мягкая без примесей IIIм IIIм IIм IIIм IIм
то же, с примесью щебня, гравия или строительного мусора IIIм IIIм IIIм IIIм IVм IVм
тяжелая ломовая, сланцевая, твердая IIIм IVм IIIм IVм IVм IIIм
3. Грунт растительного слоя:
без примесей
с примесью щебня, гравия или строительного мусора IIм IIм IIм IIм IIIм
4. Лесc:
мягкий IIм IIм IIм
отвердевший IIм IIм IIм IIм IIIм IIм
5. Песок:
без примесей IIм
с примесью щебня, гравия или строительного мусора IIм IIм IIм IIм IIIм
6. Солончак и солонец:
мягкий IIм IIм IIм IIм
твердый IIм IIIм IIм IIм IIIм IIм
7. Суглинок:
легкий и лессовидный без примесей IIм IIм IIм
то же, с примесью щебня, гравия или строительного мусора IIм IIм IIIм IIIм IIIм IVм
тяжелый без примесей IIIм IIIм IIм IIIм IIIм IIм
то же, с примесью щебня, гравия или строительного мусора IIIм IVм IIIм IVм IIIм IVм
8. Супесь:
легкая без примесей
то же, с примесью щебня, гравия или строительногомусора IIм IIм IIм IIм IIIм
тяжелая без примесей IIIм IIм IIм
то же, с примесью щебня, гравия или строительного мусора IVм IIм IIIм IIм IIIм
9. Строительный мусор:
рыхлый и слежавшийся IIм IIм IIм
сцементированный IIм IIIм IVм IIм
10. Торф:
без корней IIм IIм
с корнями IIм IIм IIм IIм IIм
11. Чернозем и каштановый грунт IIм IIм IIм IIм IIм
12. Шлак:
котельный и металлургический
выветрившийся
металлургический невыветрившийся IIм IIм
13. Гипс, мел, мергель, мягкий и средней крепости, опока, трепел слабый IIIм IVм

1. Нормы и расценки настоящей главы предусматривают разработку немерзлых грунтов I — IV групп в естественном состоянии. Тяжелые грунты, а также грунты с примесями, разработка которых в естественном состоянии затруднена, подлежат предварительному рыхлению. Необходимость рыхления грунта определяется в каждом конкретном случае исходя из местных условий (плотности грунта, характера и количества примесей, мощности и состояния машины).
2. Разработка машинами ранее разрыхленных немерзлых грунтов нормируется следующим образом:
при работе экскаваторов — по нормам для грунтов на одну группу ниже (грунты II по I; III по II; IV по III);
при работе скреперов, бульдозеров, грейдеров и грейдер-элеваторов — по тем же группам грунтов.
3. Нормами предусмотрена разработка грунта естественной влажности. При разработке вязкого грунта повышенной влажности, сильно налипающего на стенки и зубья ковша экскаватора, а также на катки и ленту транспортера многоковшового экскаватора,Н. вр. и Расц. умножать для одноковшовых экскаваторов (§ Е2-1-7 -Е2-1-17) до 1,1 (ТЧ-1), а для многоковшовых экскаваторов (§ Е2-1-18 — Е2-1-20) до 1,25 (ТЧ-2). Величина коэффициента устанавливается на месте в зависимости от степени налипания грунта и оформляется актом.
Установленный коэффициент применяется только на объем вязкого сильноналипающего грунта.
4. При разработке экскаватором в зимнее время немерзлого грунта, намерзающего на зубья и стенки ковша, Н. вр. и Расц. § Е2-1-7 — Е2-1-17 умножать на 1,1 (ТЧ-3).
5. Очистка ковша и других частей экскаватора от налипающего грунта, а в зимнее время от намерзающего грунта предусмотрена помощником машиниста без дополнительной оплаты. При обслуживании экскаватора одним машинистом (без помощника) для выполнения этих работ при необходимости назначается землекоп 2 разр. со сдельной оплатой. Расценки для землекопа определяются путем деления тарифной ставки 2 разр. на норму выработки экскаватора.
6. При разработке грунта в забоях с мокрой подошвой с передвижкой экскаватора по настилам и сланям Н. вр. и Расц. на разработку грунта экскаватором умножать: при глинистом грунте на 1,2 (ТЧ-4), при прочих грунтах на 1,1 (ТЧ-5).
Изготовление щитов для настила нормируется отдельно.
Для укладки щитов настила и сланей производитель работ назначает в помощь экскаваторной бригаде землекопов 2 разр., в соответствии с объемом работ со сдельной оплатой. Расценки для землекопов определяются делением суммы тарифных ставок 2 разр. на норму выработки экскаватора.
7. При черпании грунта экскаватором-драглайном, обратной лопатой и грейфером из-под воды Н. вр. и Расц. умножать при глубине воды, м:

0,2-0,5м на 1,1 (ТЧ-6)
до 2 м » 1,25 (ТЧ-7)
» 4 м » 1,4 (ТЧ-8)
св. 4 м » 1,7 (ТЧ-9)

Глубина воды определяется замерами в начале и конце смены и принимается как среднее их величин.
8. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами при угле поворота стрелы до 135°. При разработке грунта с углом поворота стрелы в среднем св. чем 135° Н. вр. и Расц. умножать на 1,1 (ТЧ-10).
9. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка грунта одноковшовыми экскаваторами в забоях, свободных от подземных коммуникаций и наземных мешающих предметов. Если подземные коммуникации, а также наземные предметы не устранены, то Н. вр. и Расц. на разработку грунта экскаваторами умножать на 1,2 (ТЧ-11).
Этот коэффициент применяется только для объема грунта, разрабатываемого в стесненных условиях, а именно: при наличии наземных мешающих предметов (деревьев, крупных пней, столбов, проводов и т. п.) — для объема грунта, находящегося от мешающего предмета в пределах вылета стрелы экскаватора; при наличии подземных коммуникаций — для объема грунта, находящегося на расстоянии до 2 м от мешающих предметов.
При одновременном наличии как наземных предметов, так и подземных коммуникаций величина коэффициента увеличивается.
Применение этого коэффициента должно быть обосновано соответствующим актом.
10. Нормами настоящей главы предусмотрена разработка экскаваторами скальных пород (V и VI группы), предварительно разрыхленных взрывами, а мерзлых грунтов (Iм-IIIм группы) — взрывами или механическими средствами (клин-молотами, баровыми машинами и т.д.).
Взрывные работы должны производиться в объеме, обеспечивающем не менее сменной производительности экскаватора. Разрыхление скального или мерзлого грунта должно производиться до требуемого габарита.
Отодвигание ковшом экскаватора отдельных негабаритных кусков породы в сторону нормами и расценками учтено и дополнительно не оплачивается. Негабаритные куски породы в объем разработки включаются только после дополнительного разрыхления их и погрузки в транспортные средства или укладки в сооружения или в отвал.
11. При разработке легких грунтов экскаваторами, оборудованными ковшами с зубьями увеличенной вместимости по сравнению с указанной в характеристике экскаватора, помещаемой в соответствующих параграфах, Н. вр. и Расц. принимать по фактической (увеличенной) вместимости ковша с умножением их на 1,1 (ТЧ-12).
12. При разработке экскаваторами грунта и балласта с перевозкой их железнодорожными составами нормальной колеи с выходом поездов на перегоны, находящиеся во временной или постоянной эксплуатации, а также на перегоны, на которых открыто рабочее движение поездов, нормы времени экскаваторов устанавливаются в каждом отдельном случае на основании проекта производства работ в зависимости от графика подачи порожняка под погрузку, согласованного с отделом временной эксплуатации или с управлением дороги.
13. При разработке грунта одноковшовыми экскаваторами с погрузкой в транспортные средства необходимые типы машин рекомендуется подбирать с учетом вместимости ковша экскаватора.
14. Правильная организация перемещения грунта решающим образом обеспечивает выполнение экскаваторами норм выработки.
Количество необходимых транспортных средств (Н) определяется делением расчетной продолжительности рейса на расчетную продолжительность погрузки одного транспортного прибора (автомобиль, поезд) по формуле Н = ТН + ТУСТ.Н + ТР + ТУСТ.Р + ТМ + ТПР/ТН + ТУСТ.Н, где ТН — продолжительность погрузки транспортного прибора (автомобиля, поезда), мин; ТУСТ.Н — продолжительность установки транспортного прибора под погрузку, мин; ТР — продолжительность разгрузки транспортного прибора, мин;ТУСТ.Р — продолжительность установки транспортного прибора под разгрузку, мин; ТМ — продолжительность технологических перерывов, возникающих в течение рейса (маневры, пропуск встречного прибора на разъезде), мин; ТПР — продолжительность пробега в оба конца транспортного прибора, мин.
Продолжительность элементов рейса (ТН, ТУСТ.Н, ТПР, ТР, TУСТ.Р и ТМ) определяется для каждого объекта на основе выборочных замеров времени, отражающих фактические условия работ.
Полученное расчетное число транспортных приборов округляется до ближайшего целого числа.
15. Расстояние перемещения разрабатываемых грунтов механизированным способом определяется: при работе скреперов — как полусумма расстояний набора грунта, груженого хода, разгрузки и порожнего хода, т. е. как половина всего пути за один цикл; при работе бульдозеров,грейдеров и грейдер-элеваторов — как среднее расстояние между осями (серединой) разрабатываемого и отсыпаемого объема грунта.
16. Норма производительности экскаваторов в смену определяется по формуле: Н = ТЕЦКВМКВ, где Н — норма производительности экскаватора за смену, м3; Т -продолжительность смены, мин; Е — геометрическая вместимость ковша, м3; Ц — число циклов в одну мин; КВМ — коэффициент использования вместимости ковша (отношение объема грунта в естественном залегании, разрабатываемого за одну экскавацию, к геометрической вместимости ковша); КВ — коэффициент использования экскаватора по времени в смену.
Норма времени экскаватора на 1 м3 грунта в маш.-ч определяется делением продолжительности смены в часах на норму производительности экскаватора в м3.
17. Нормами и расценками настоящей главы учтены, но не оговорены в составах работ вспомогательные операции, обеспечивающие нормальное использование машин, в том числе: осмотр, опробование, передача машин при смене бригад; заправка машин горючесмазочными материалами и водой, уход за машиной в процессе работы (мелкий крепежный ремонт, смазка и т. д.), вывод экскаватора за пределы опасной зоны на время взрыва при разработке мерзлых и скальных грунтов, переноска кабеля электрических экскаваторов и т. д.
18. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрено перемещение машин своим ходом в начале смены от места ночной стоянки до места работы и в конце смены от места работы до места ночной стоянки на расстояние: экскаваторов — до 100 м, землеройно-планировочных машин — до 1000 м, остальных машин — до 500 м.