Расширение инфраструктурной базы Московского метрополитена

24.10.2017

Депо заводского размера. Продление действующих и строительство новых линий требуют расширения инфраструктурной базы Московского метрополитена

Расширение инфраструктурной базы Мо

Программа «Метро 2020» предусматривает строительство дополнительных и реконструкцию существующих электродепо. Это объекты нового типа: не просто база для отстоя и обслуживания составов, а целые заводы, позволяющие осуществлять сложный ремонт и фактически производить вагоны. Как сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, строительство депо – одна из главных задач стройкомплекса Москвы.

Московский метрополитен сегодня – это 346 км линий и 206 станций, которые обслуживают более 700 составов. Интервал движения между ними в часы пик составляет рекордные 30 секунд. Подземка продолжает расти – в ближайшие годы ее протяженность увеличится в 1,5 раза.

Обеспечить бесперебойную работу разветвленной сети метро должен новый подвижной состав, для которого по программе развития метрополитена строят 8 дополнительных и реконструируют 6 существующих электродепо. Эти объекты позволят создать новые рабочие места, уменьшить перепробег подвижного состава, снизить себестоимость и улучшить качество обслуживания вагонов. Помимо выполнения основной функции – отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава – электродепо становятся базовыми предприятиями по ремонту поездов и вспомогательному производству.
«Для нас строительство депо – одна из главных задач. Эта работа, может быть, не столь видна, как строительство новых станций, однако является важнейшей частью развития метрополитена в городе. Каждое депо – это огромный завод, в котором мы фактически можем строить новые вагоны», – отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Кроме оптимальных условий для ремонта поездов в электродепо создаются условия для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха там оборудуют столовые, раздевалки, душевые, медицинские кабинеты. Для сотрудников имеются комнаты релаксации, которые оснащают мягкими диванами и креслами, для расслабления применяют методы аромо- и светотерапии, способствующие быстрому восстановлению работоспособности. В каждом электродепо обязательно предусмотрен тренажерный зал, спортивные площадки, в некоторых есть даже бассейн.

Реконструированное в 2012 году электродепо «Печатники» стало первым почти за 20 лет, открытым в Москве. Необходимость расширения депо связана с продлением Дмитровского радиуса салатовой ветки. До реконструкции для отстоя и обслуживания поездов были предусмотрены 24 канавы, построены три дополнительных пролета по пять путей каждый. В результате площадь электродепо увеличилась практически вдвое. Сегодня «Печатники» входят в тройку крупнейших депо столицы.

Самым большим не только в Москве, но и в Европе является депо «Митино», полностью введенное в эксплуатацию в 2016 году для обслуживания синей ветки. В нем одновременно могут отстаиваться 50 составов. Депо обеспечивает рабочими местами около 2 тыс. человек.

Если в электродепо «Митино» больше всего мест для стоянки поездов, то электродепо «Братеево», введенное в эксплуатацию в декабре 2013 года, обладает самыми большими мощностями для ремонта вагонов. Ежегодно в «Братеево» обслуживают более 500 составов, на капитальный ремонт встают около 300.

«Это хорошо сделанное депо со всех точек зрения: и с технической, и социально-бытовые условия прекрасные. Здесь можно качественно проводить все виды работ, которые возможны в этом депо», – считают в Московском метрополитене.

В 2016 году расширили депо «Планерное», которое является базовым для Таганско-Краснопресненской линии. Работы предусматривали строительство административно-бытового корпуса, базы аварийно-восстановительных средств эскалаторной службы, а также двух новых пролетов отстойно-ремонтного корпуса на девять мест ночного отстоя.
Продолжается модернизация электродепо «Владыкино». В «Выхино» завершен первый этап реконструкции.

Высокими темпами ведется строительство новых электродепо. Одно из таких – депо «Лихоборы» на севере столицы, которое обеспечит комфортную работу Люблинско-Дмитровской линии. Площадь всех объектов составит 86 тыс. кв. метров, здесь появится более 2 тыс. рабочих мест. В «Лихоборах» впервые применили принципиально новую систему обустройства канав. Рельсы будут укладывать не на бетон, как раньше, а на металлические эстакады.

«В ремонтном отсеке будет представлено много технологического оборудования, в том числе токарных и фрезерных станков. Камера мойки будет выполнена также по современным технологиям для обеспечения выхода на рейс подвижного состава в чистом виде», – рассказывает первый заместитель директора дирекции депо АО «Мосинжпроект» Максим Гордеев.
Продолжается строительство электродепо «Солнцево», необходимое для бесперебойной работы Солнцевского радиуса и первого участка Третьего пересадочного контура. Там будет создано свыше 1,2 тыс. рабочих мест. На площади 85 тыс. кв. метров построят два корпуса – ремонтный и административно-бытовой. Здесь впервые внедрят дистанционные методы диагностики неисправностей: ремонтные бригады смогут подготовить план работ еще до возвращения поезда в депо.

Подобную систему также планируется использовать в электродепо «Руднево». Оно появится на востоке Москвы и будет обслуживать Кожуховскую линию после ее открытия в 2018 году. Для отстоя составов предусмотрено 30 канав, еще семь для проведения капитального ремонта. Ветка протяженностью около 17 км даст возможность почти миллиону пассажиров быстро и с комфортом добраться до центра столицы.
Для обслуживания инфраструктуры метрополитена на территории новой Москвы в деревне Саларьево возведут сразу два электродепо. Поезда из первого выйдут на Сокольническую линию, которую продлят в будущий административно-деловой центр Коммунарка. А «Саларьево-2» помимо красной ветки будет обслуживать новую линию метро от станции «Улица Новаторов» ТПК до станции «Столбово».
Для обслуживания составов метро Третьего пересадочного контура метрополитена построят электродепо «Нижегородское». Оно расположится на территории бывшего завода по модернизации и строительству вагонов метро им. Войтовича, в районе пересечения ТПК и шоссе Энтузиастов. Существующие цеха завода реконструируют и модернизируют, разместив там технологические объекты депо. После его открытия рабочими местами будут обеспечены порядка 2 тыс. человек.

Чтобы полноценно запустить Третий пересадочный контур, на юге Москвы построят электродепо «Южное». Все необходимые сооружения расположатся на участке почти 13 га. Предполагается, что в этом электродепо будут работать около 1 тыс. человек.

Иван Петров

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»