Развитие общественных пространств. Глобальные и локальные тренды

Гуляй не хочу
Хорошо развитые общественные пространства решают экономические и социальные проблемы города

ВЦИОМ, проводивший опрос 1 тысячи жителей столицы старше 18 лет, выявил тенденцию: современные москвичи готовы посещать парки, скверы,
но расположенные рядом, а не в отдаленных районах города, как это было принято раньше. На первое место по важности обустройства внешней среды опрошенные поставили качество дворовых территорий, на второе – наличие зеленых зон, на третье – спортивную инфраструктуру.

Каким образом общественные пространства обретают энергию, становятся магнитом в том или ином районе, притягивая не только жителей, но и инвесторов, покупателей жилья? Ответы на эти вопросы и приведенные данные статистики прозвучали на панельной дискуссии «Развитие общественных пространств. Глобальные и локальные тренды», организованной Московским центром урбанистики «Город» в рамках прошедшей выставки «Арх Москва-2018». К участию были приглашены специалисты разных сфер – девелопмента, консалтинга, архитектуры и пр.

Компании, активно работающие в новой Москве, ведут застройку, отдавая значительную часть площадей под общественные пространства. Главный принцип – функциональное разнообразие и связанность отдельных зон между собой. О том, насколько это важно, говорит и пример «Сколково». Руководство фонда и бизнес-школы, местной администрации, УК новых микрорайонов договорились о создании «Большого Сколково», а расположенный в этой зоне Мещерский лес станет его частью, рассказала Елена Зеленцова, вице-президент Фонда «Сколково».

Заместитель директора по внешним коммуникациям компании «Мосинжпроект», координатор проектов Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков считает, что хорошо развитые общественные территории должны выполнять коммуникативные функции. Это особенно важно для жителей периферийных районов, где нет огромных парков и сложившихся общественных пространств. Если местные, районные сообщества лишены возможности общаться, вырастает протестная активность. Выяснить, в каких функциях и сервисах есть заинтересованность у жителей, можно только при проведении социальной экспертизы в районах строительства. Социальная экспертиза градостроительных проектов – это комплексная технология, которая создает социальную подоснову для архитекторов и строителей и уже несколько лет успешно применяется АО «Мосинжпроект» при проектировании инфраструктурных объектов. «Это как изучить геологическую подоснову, как определить качество грунтов, начиная тот или иной проект строительства. Степень важности примерно та же», – резюмирует Расходчиков. Архитектор, глава бюро «Яузапроект» Илья Заливухин уверен, что город – это не улицы, это люди. В районах, где им нечем заняться и не на что смотреть, нет жизни. При этом даже территории вокруг высоток, обычно отличающиеся своей недружественностью, могут быть сформированы как вполне привлекательные для людей. Важно только продумать это заранее.

Руководитель бюро «АБТБ» Тимур Башкаев спрогнозировал, что при нехватке площадей, а также при существующей разобщенности людей по интересам, возрасту и другим критериям, градостроителям придется развивать вертикальные города, создавать многоярусные платформы для движения транспорта и пешеходов, для пребывания людей.

Директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб подчеркнул важность появления такого общественного места в центре столицы – многофункционального, открытого, наполненного содержанием, причем созданного в очень короткие сроки. В 2013 году был объявлен международный конкурс на концепцию территории, в 2015 году началась стройка, а уже в 2017-м в центре столицы появились «парящий мост», множество мультимедийных павильонов, подземная парковка на 430 мест, Концертный зал, который откроется совсем скоро. Управляющей компанией по реализации проекта выступила компания «Мосинжпроект». Этот парк, а также парк «Миллениум» в Чикаго, по оценкам ландшафтного архитектора Ильи Мочалова, относятся к эксклюзивным образцам общественных пространств. Но и такие дорогостоящие, и малобюджетные проекты могут быть экономически выгодными. Хотя, конечно, рассчитывать на быстрый срок окупаемости затрат здесь не приходится. Исходя из общей практики, он составляет не менее семи лет.

Эксперты компании JLL, рассказала Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании, проводили исследования на примере парковых объектов Великобритании, пытаясь ответить на вопрос о том, каковы главные критерии их успешности. Таких критериев обнаружилось 15. Приоритетными оказались торговые и гастрономические функции общественных зон: покупки и питание, бесспорно, являются важными для людей.

Дмитрий Гриднев – представитель Института комплексного развития территорий – напомнил об экологической составляющей вопроса. Люди убегают из мегаполиса на дачи, уставая от шума, суеты и многолюдья. Но может быть и по-другому. Новые территории Москвы развиваются, сохраняя природные ландшафты. Новая Москва не выстраивает стену между городом и областью. И это одна из самых важных функций, которые берут на себя общественные пространства.

Наталья Крол

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»