Режиссер, педагог, гений. Каким запомнят Романа Виктюка

Роман Виктюк родился в 1936 году во Львове в семье школьных учителей. Интерес к театру он начал проявлять еще в детстве, свои первые спектакли ставил в школе и в театральной студии львовского Дворца пионеров. Со временем детское увлечение не исчезло, а оформилось в четкую цель — после окончания школы он не видел другого пути, кроме как в Москву, в ГИТИС.

Он легко поступил на актерский факультет, был принят в мастерскую Василия и Марьи Орловых. Его преподаватели, среди которых были прославленные режиссеры Анатолий Эфрос и Юрий Завадский, вероятно, не удивились бы тогда, если бы им сказали, что скоро имя их студента прогремит на весь мир.

Genio!

Хотя многие московские театры приглашали его к себе после окончания института, он уехал из столицы. Об этом своем решении Роман Григорьевич никогда не жалел. Поначалу он играл в спектаклях Театра юного зрителя имени М. Горького во Львове, а затем, вспомнив давнее увлечение, начал постепенно ставить спектакли сам. Вскоре Виктюк стал руководителем молодежного театра-студии при ТЮЗе, работал в Киеве, Калинине, Вильнюсе.

Однажды в 1969-м спектакль «Коварство и любовь», поставленный Виктюком в Калинине, увидел Марчелло Мастроянни. Яркая и смелая постановка произвела на итальянского актера такое впечатление, что в конце он кричал режиссеру, не сдерживаясь: «Genio!» Роман Григорьевич не сразу узнал слово «гений» и смутился — ему показалось, что Мастроянни называет его Женей. Гением его назовут еще не раз — и благодарные зрители, и строгие критики, и актеры, которым хотя бы раз доведется поработать с Виктюком.

В начале 1970-х он был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литвы (тогда — Русский драматический театр Литовской ССР). Там он поставил «Черную комедию» Питера Шеффера, «Валентина и Валентину» Михаила Рощина, «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и многое другое.

В середине 1970-х Виктюк вернулся в Москву. Первым театром, с которым он начал сотрудничать, стал Театр имени Моссовета. Постановки, созданные им, — «Вечерний свет» по пьесе Алексея Арбузова и «Царская охота» по Леониду Зорину — быстро стали очень популярными, о Виктюке заговорили.

Названия его спектаклей украшали афиши МХАТа имени М. Горького: там появлялись «Муж и жена снимут комнату» по Михаилу Рощину, «Украденное счастье» по Ивану Франко, «Татуированная роза» по Теннесси Уильямсу, «Старая актриса на роль жены Достоевского» по Эдварду Радзинскому. В Театре на Таганке он поставил «Федру» Марины Цветаевой с Аллой Демидовой, Дмитрием Певцовым и Алексеем Серебряковым в главных ролях.

«Служанки»

Самым известным спектаклем Виктюка стали «Служанки» по пьесе французского драматурга Жана Жене, премьера прогремела в 1988-м в «Сатириконе». Роман Григорьевич не любил условностей, рамок — особенно на сцене — и наиболее ярко проявил это именно в этом спектакле.

Двух служанок, одновременно ненавидящих и боготворящих свою хозяйку, имперсонировали мужчины — такой ход, во многом отсылающий к театральной традиции Античности, вкупе с хореографией Аллы Сигаловой, яркими костюмами Аллы Коженковой и необычным гримом Льва Новикова обеспечил Роману Виктюку славу одного из самых неординарных режиссеров страны. Роли служанок Клер и Соланж и их Госпожи исполнили Константин Райкин, Николай Добрынин и Александр Зуев.

Спектакль быстро вышел за рамки «Сатирикона», стал желанным гостем во многих театрах мира и везде собирал неизменные аншлаги. Журналисты мечтали об интервью с Романом Григорьевичем, молодые режиссеры хотели у него учиться, а простые зрители готовы были посещать «Служанок» бесчисленное количество раз. Критики назвали спектакль манифестом новой театральности.

Позже Виктюк создал вторую и третью редакции «Служанок», с другими артистами. Постановка по сей день занимает важное место в репертуаре Театра Романа Виктюка.

Театр Романа Виктюка

Постепенно у режиссера появилась идея создания собственного театра, в котором можно творить, ни на кого не оглядываясь. Театр был создан в 1991 году, первой постановкой стала «М. Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Актеры Сергей Маковецкий, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая и другие с трепетом вслушивались на репетициях в каждое слово знаменитого режиссера.

Самыми громкими премьерами первых лет жизни театра стали вторая редакция «Служанок», постановки «Лолиты» по пьесе Эдварда Олби по роману Владимира Набокова, «Двоих на качелях» Уильяма Гибсона. Через пять лет театр получил государственный статус, еще через год Роман Виктюк получил международную премию Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии. Он стал единственным режиссером-иностранцем, получившим эту награду.

Настоящим событием театрального сезона 1998 года стала «Саломея» Оскара Уайльда. Многие сравнивали ее со «Служанками». В Театре Романа Виктюка ставили пьесы Эрик-Эммануэля Шмитта, Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Джона Форда, Михаила Булгакова. На сцену выходили Елена Образцова, Ирина Соколова, Алиса Фрейндлих и другие артисты — как известные, так и только начинающие карьеру.

Последним спектаклем, поставленным Романом Виктюком на сцене его театра, стала «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилева. Премьера спектакля состоялась 5 марта этого года.

Спектакль «Отравленная туника». Театр Романа Виктюка

Народный артист и педагог

За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более 200 спектаклей в разных театрах, параллельно занимался преподавательской деятельностью. Он учил студентов эстрадно-циркового училища, его учениками были Ефим Шифрин и Геннадий Хазанов. Его приглашали читать лекции для начинающих актеров и режиссеров вузов России, Италии, Украины. Кроме того, Роман Григорьевич выпустил три курса в родном ГИТИСе.

В 2003 году он получил звание заслуженного артиста Российской Федерации, в 2009 году ему было присвоено звание народного артиста.