Сергей Бебенин на собрании муниципалитетов по итогам года в Горбунках

Сергей Бебенин на собрании муниципалитетов по итогам года в Горбунках

Сергей Бебенин на собрании муниципалитетов по итогам года в Горбунках«Восточный берег», №15, 18.04.18

18 апреля 2018

11 апреля в районном Доме культуры поселка Горбунки Ломоносовского района состоялось XIII общее собрание членов ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области»

«С деньгами каждый сможет, а ты попробуй без денег»

В мероприятии приняли участие около пятисот человек — главы и главы администраций городских и сельских поселений, первые лица муниципальных районов, представители законодательной и исполнительной власти 47 региона, руководители областной Общественной палаты и общественных палат муниципальных районов, представители объединений и организаций, с которыми в своей деятельности сотрудничает Совет муниципальных образований Ленинградской области.

В работе собрания участвовали губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председатель областного Законодательного собрания С.М. Бебенин, председатель областной Общественной палаты Ю.В. Трусов.

С отчетом о работе ассоциации

«Совет муниципальных образований Ленинградской области» в 2017 году выступил председатель президиума ассоциации С. Ф. Мухин. Отметив возрастающую роль местного самоуправления в жизни региона и страны в целом, он остановился на проблемах, которые предстоит решать. В частности, в настоящее время собственные налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований лишь на треть покрывают исполнение вопросов местного значения. Получается, как в поговорке: «С деньгами каждый сможет, а ты попробуй без денег».

В некоторых муниципальных образованиях, на территории которых расположены садоводческие массивы, земельный налог формирует до 50 процентов местного бюджета

А будет еще сложнее: федеральный закон №436-фз от 28 декабря 2017 года, в частности, освободил от земельного налога на «дачные» шесть соток пенсионеров и еще семь категорий «льготников», а в некоторых муниципальных образованиях, на территории которых расположены садоводческие массивы, земельный налог формирует до 50 процентов местного бюджета.

Следовательно, совместно с органами государственной власти необходимо решать вопрос возмещения выпадающих доходов местных бюджетов.

В условиях высокой степени изношенности жилого фонда и коммунальной инфраструктуры задача номер один — модернизация системы ЖКХ

Сегодня инвестировать в муниципальное хозяйство можно только в форме концессии, но такая система эффективна лишь в городах с численностью населения более ста тысяч человек. Поэтому ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области» намерена предложить органам государственной власти региона выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального собрания РФ расширить линейку методов государственно-частного, муниципально-частного партнерства, включив в нее, помимо концессии, иные методы привлечения инвестиций (в частности, лизинг).

Низкими остаются темпы капитального ремонта многоквартирных домов Причина, по словам С.Ф. Мухина, в чрезмерной централизации всей деятельности по организации капремонта МКД. Необходимо предусмотреть в областном законодательстве возможность передачи этих функций от регионального оператора органам местного самоуправления муниципальных районов, а за управляющими компаниями закрепить обязанность предоставлять данные о техническом состоянии жилья и нести ответственность за их достоверность.

Еще одна проблема, с которой столкнулась система местного самоуправления Ленинградской области, — снижение престижа работы в муниципальных органах В 2017 году депутатские полномочия сложили 126 человек против 54 в 2016 году. Уходят, в основном, «крепкие хозяйственники» — представители бизнеса, руководители-практики, хотя как раз их опыт и управленческие способности крайне необходимы в представительных органах местного самоуправления. В депутатских корпусах муниципальных образований доля представителей небюджетной отрасли сократилась с двенадцати до шести процентов. Одна из причин — определенная законом необходимость декларировать доходы.

Совет муниципальных образований Ленинградской области уже выходил с предложением освободить от этой обязанности депутатов, которые работают на общественных началах, но оно было отклонено.

Видимо, нужно еще раз обратиться по этому вопросу в органы государственной власти.

Завершая выступление, С.Ф. Мухин поблагодарил А.Ю. Дрозденко, правительство Ленинградской области, областное Законодательное собрание за плодотворную совместную работу в 2017 году.

Предполагается ли дальнейшая реформа органов местного самоуправления?

Губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, выступая перед участниками собрания, ответил на вопросы, которые более всего волнуют «муниципалов». Вопрос первый: предполагается ли дальнейшая реформа органов местного самоуправления?

— Отвечаю — да. Ленинградская область на пороге второго этапа административной реформы местного самоуправления. Она касается передачи полномочий администраций поселений, в том числе по исполнению бюджета, на районный уровень, как это ранее происходило с объединением администраций районов и их административных центров. Специалисты администраций сельских поселений войдут в структуру районных администраций, где будут созданы территориальные управления. К примеру, территориальное управление Ивановского сельского поселения. На первом уровне продолжат работу советы депутатов и главы поселений. Таким образом, будут сохранены принципы шаговой доступности, разделения властей и демократии.

Как подчеркнул А.Ю. Дрозденко, реформа будет проводиться на добровольных началах, не ущемляя права местного самоуправления. Но с элементом принудительности: в поселения, которые дотируются более чем на 75 процентов, реформа придет в первую очередь. И это будет на пользу самим поселениям, особенно небольшим, где в администрации на весь немалый объем полномочий — всего несколько сотрудников, и они, как в той поговорке, и швец, и жнец, и на дуде игрец.

— Вот мы говорим, что не хватает денег, — продолжил А. Ю. Дрозденко. — Но по ряду программ, в том числе по программе устойчивого развития сельских территорий, выделенные средства просто не используются. Так, в 2018 году в Ленинградской области финансово обеспечен капитальный ремонт восьмидесяти двух объектов инфраструктуры в городских и сельских поселениях всех муниципальных районов. Но муниципальные контракты на ремонт в настоящее время заключены только на 29 объектов, по некоторым еще не начаты конкурсные процедуры. А уже середина апреля.

По итогам прошлого года по отдельным районам освоение средств — меньше четверти, и во многом «благодаря» именно сельским территориям. Причина — отсутствие в администрациях сельских поселений квалифицированных специалистов и, как следствие, неспособность своевременно и грамотно подготовить конкурсную документацию. И здесь реформа будет очень кстати.Объединение администраций городов и районов показало, что в новом формате эффективность работы органов местного самоуправления не снизилась, а людям стало понятней и удобней.

Реформа управления в 2019 году ждет и администрацию Ленинградской области

Она предполагает сокращение числа чиновников на госслужбе, исключение дублирования функций и перевод части служащих в госучреждения, которым перейдут административно-хозяйственные полномочия.

— Мы планируем выстроить типовую структуру управления районами, — продолжил А. Ю. Дрозденко. — Установим нормы штатной численности сотрудников. Так, у главы администрации района будет только пять заместителей по пяти основным направлениям, а не как сейчас — у кого-то три, у кого-то одиннадцать, кто во что горазд.

В сельских поселениях число сотрудников аппарата управления и количество депутатов в совете будут зависеть от численности проживающего в поселении населения

До тысячи человек — семь сотрудников администрации и до десяти депутатов, до трех тысяч — девять сотрудников и до пятнадцати депутатов, свыше трех тысяч — одиннадцать управленцев и до двадцати депутатов.

В городских поселениях в советах будет до двадцати пяти депутатов. Районные советы будут формироваться по действующему принципу: по два депутата от каждого поселения.

Вопрос второй: будет ли в Ленинградской области увеличение финансирования программы «Формирование комфортной городской среды»?

— Нет, поскольку сегодня мы не видим новых источников пополнения доходной части бюджета. Да, пока Ленинградская область растет по доходам, но мы увеличиваем и расходные обязательства. Так что, на «Комфортную среду», как и обещали ранее — один миллиард рублей в год. При этом гарантируем, что пять лет эта программа будет работать.

Вопрос третий — о «Ленинградском гектаре» — Если быть точным, то это «Ленинградские десять гектаров». Мы понимаем, что никакой бизнес на одном гектаре не разовьешь. Как не разовьешь его и без финансирования. Поэтому «Ленинградские десять гектаров» мы подкрепим субсидией в три миллиона рублей из областного бюджета.

Цель программы проста и понятна: привлечь на территорию региона инициативных людей, которые создадут в отдаленных и малонаселенных районах новые производства, фермерские хозяйства, новые рабочие места, в том числе и для местных жителей, и закрепятся на нашей ленинградской земле.

По условиям программы на выделяемой земле можно будет развивать такие направления как сельскохозяйственное производство (за исключением свиноводства), природопользование, переработку сельхозпродукции (включая народные промыслы), экотуризм и т.п.

Естественно, гектары и миллионы будут выделяться не каждому желающему, а на конкурсной основе. А то может получиться так, что в ленинградскую глубинку приедет житель мегаполиса, который трактор или овцу видел только по телевизору, а весь его опыт в растениеводстве ограничивается поливом комнатных цветов.

Понятно, что у такого «колониста» через год не будет ни трех миллионов, ни бизнеса на земле. Поэтому для получения «Ленинградских десяти гектаров» и бюджетной субсидии нужно представить не только бизнес-планы будущего дела, но и доказательства имеющихся навыков работы на земле (например, «корочки» тракториста).

Ежегодно Ленинградская область готова выделять до пятидесяти участков и, соответственно, до 150 миллионов рублей субсидий.

Участников заседания приветствовал председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин

Он отметил плодотворное сотрудничество представителей органов местного самоуправления и депутатов областного Законодательного собрания и подчеркнул, что совместное обсуждение злободневных вопросов и законопроектов способствует совершенствованию областной законодательной базы, а от нее зависит качество работы власти, а значит, и благосостояние населения.

На заседании были награждены лучшие руководители и работники местного самоуправления — за большой вклад в повышение эффективности деятельности органов МСУ и в связи с Днем местного самоуправления.

В числе награжденных были и представители Кингисеппского муниципального района. Благодарностью губернатора Ленинградской области отмечена глава администрации Большелуцкого сельского поселения Г. В. Зуйкова.

Почетный диплом областного Законодательного собрания вручен главе МО «Кингисеппский муниципальный район» А.И. Сергееву. Наградой Совета муниципальных образований Ленинградской области отмечена глава администрации Вистинского сельского поселения М.Е. Мельникова. А Кингисеппский муниципальный район получил поздравительное письмо как район-юбиляр, отметивший в 2017 году свой 90-й день рождения.

И. КНЯЗЕВА

Фото Е. Багина