Сергей Собянин: Московский метрополитен ведет круглосуточную тотальную дезинфекцию

В столичном метро проводят дезинфекцию в круглосуточном режиме. Об этом сообщил Сергей Собянин во время осмотра процесса обработки вагонов в электродепо «Красная Пресня». Также Мэр Москвы доехал до станции «Белорусская» Кольцевой линии метро на тематическом поезде, посвященном 75-летию Победы.

«Очень важно обеспечить дезинфекцию подвижного состава, станций, переходов, эскалаторов и так далее. Это огромная работа, которой ежедневно занимается метрополитен. От того, насколько качественно она будет проводиться и проводится, во многом зависит здоровье москвичей. Конечно, и сами москвичи должны при поездках в транспорте позаботиться о том, чтобы максимально оградить себя от других пассажиров. Желательно, чтобы они были в масках, желательно, чтобы надевали перчатки, это тоже очень важно», — сказал Сергей Собянин

Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, в метро приняты беспрецедентные меры по обеспечению эпидемиологической безопасности. Впервые в истории подземки последовательно и радикально снизили число поездок.

«За счет тех мер по поддержанию режима самоизоляции, которые приняты в Москве, количество пассажиров общественного транспорта уменьшилось в разы. В метро это уменьшение произошли почти в пять раз. Но тем не менее весь общественный транспорт продолжает работать в обычном графике, чтобы не создавать скученности пассажиров. Наоборот, мы делаем все, чтобы они чувствовали себя комфортно», — добавил Мэр Москвы.

Метрополитеном стали пользоваться меньше пассажиров по нескольким причинам:

— из-за введения режима самоизоляции;

— из-за перевода на удаленную работу значительной части сотрудников либо полного прекращения функционирования многих городских организаций;

— из-за временной отмены бесплатного и льготного проезда для жителей старше 65 лет, граждан, страдающих хроническими заболеваниями, студентов и школьников 5–11-х классов;

— из-за временной приостановки действия любых проездных билетов, за исключением карт «Тройка» и социальных карт, привязанных к цифровым пропускам, которые автоматически проверяются на входах в метро.

В результате последние недели пассажиропоток в метро составляет менее 20 процентов от прежнего уровня, фактически исчез час пик. При этом сохранен обычный график движения поездов — это необходимо для максимального рассредоточения людей.

В поездах, на платформах и в вестибюлях метро нанесена разметка, обеспечивающая социальное дистанцирование пассажиров. А с наступлением тепла в вестибюлях метро сняли вторые двери. Пассажиры могут зайти в метро, не касаясь дверей.

Также в метрополитене ввели усиленный режим дезинфекции. Обрабатывают помещения, в которых находится персонал, депо, тоннели и, главное, объекты пассажирской зоны: вагоны, вестибюли и платформы станций метро.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Обработка рук

С 26 апреля в вестибюлях станций начали устанавливать автоматические санитайзеры для обработки и дезинфекции рук. Уже около 400 диспенсеров появилось на 87 станциях подземки.

Например, на «Белорусской» Кольцевой и Замоскворецкой линий установлено 10 санитайзеров, каждым из которых могут воспользоваться до тысячи пассажиров в час, или 195 тысяч пассажиров в рабочий день. Это в 15 раз больше, чем количество проходов через турникеты в метро на этой станции в настоящее время.

В течение мая и июня на станциях метро, Московского центрального кольца, Московских центральных диаметров и других платформах пригородных поездов будет установлено 2450 санитайзеров.

По словам заместителя Мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Ликсутова, в начале следующей недели в метрополитене начнут продавать медицинские маски — в специальных киосках или в кассах подземки. Маски уже завезли на склады метрополитена.

«В рамках рекомендаций Роспотребнадзора и поручения Мэра Москвы мы организовываем почти на каждой станции московского метро продажу медицинских масок. Цена в метрополитене будет не выше, чем в аптеках. Метрополитен получает эти маски на реализацию от городских структур, и цель одна: чтобы все пассажиры, которые по каким-то причинам не смогли найти маску в аптеках либо забыли ее, при входе в Московский метрополитен смогли эту маску приобрести», — рассказал он.

Также Максим Ликсутов отметил, что пассажирам важно пользоваться и одноразовыми перчатками.

От влажной уборки до кварцевания

Вагоны метро дезинфицируют двумя основными способами: за счет регулярной влажной уборки с дезинфицирующими и моющими средствами и при помощи кварцевания, обеззараживания салона ультрафиолетовыми лучами.

Влажная уборка вагонов проводится ежедневно. На линию выходят полностью продезинфицированные и очищенные составы. Сейчас частота дезинфекции выросла вдвое по сравнению с временем до пандемии.

Для дезинфекции используют средства с широким спектром антимикробного и противовирусного действия, в том числе уничтожающие бациллы туберкулеза, вирусы гепатитов А, В, С, ВИЧ и разные типы коронавирусной инфекции. Кроме того, концентрация дезинфицирующих растворов увеличена в два — четыре раза в зависимости от конкретного средства. Это позволяет добиться более эффективного противовирусного воздействия. Обработку проводят по рекомендациям Роспотребнадзора.

Для ускорения дезинфекции в нескольких депо начали применять аэрозольные аппараты, которые позволяют обработать, к примеру, салон вагона «Русич» (270 кубометров) приблизительно за 20 минут.

Обеззараживание воздуха ультрафиолетовыми лучами проводят двумя способами — автоматически и с помощью переносных ультрафиолетовых ламп. Вагоны новых серий «Ока» и «Москва» (46 процентов парка поездов) оснащены климатическими установками (всего 5572 штуки) с встроенными системами кварцевания и очистки воздуха. Таким образом, обеззараживание происходит постоянно в процессе движения поезда. Вагоны старых серий кварцуют в депо с помощью переносных ультрафиолетовых ламп.

Пульсирующий реактивный двигатель для чистоты подземки

Тотальная уборка и дезинфекция пассажирских зон, служебных помещений и тоннелей проводится несколько раз в день. В работе задействованы свыше двух тысяч сотрудников.

По словам начальника Московского метрополитена Виктора Козловского, с момента объявления эпидемии обработка вагонов производится два раза в день парогенераторами, растворами, которые рекомендованы Роспотребнадзором. Помимо прочего, каждые полтора-два часа происходит дезинфекция всех элементов пассажирской зоны, к которым могут прикасаться люди. То есть частоту обработки пассажирской зоны увеличили в 12–15 раз.

Качество обработки ежедневно контролируется санитарными врачами метрополитена с помощью люминометров, определяющих уровень загрязненности. Анализ показывает, что дезинфекция позволяет снизить этот показатель в пять и более раз.

Как дезинфицируют поезда и тоннели в московском метро Уборку и дезинфекцию в метро ежедневно проводят более двух тысяч сотрудников

Днем делают влажную уборку в вестибюлях станций и моют платформы. Абсолютно все элементы инфраструктуры, с которыми в поездке взаимодействуют пассажиры, тщательно дезинфицируются не менее одного раза в полтора — два часа. Особое внимание уделяют ручкам входных дверей, терминалам для оплаты банковскими картами, турникетам, поручням эскалаторов, кассовым зонам. Автоматы по продаже билетов дезинфицируются один раз в час, 15 раз в сутки.

Ночью проводится генеральная уборка станций, в ходе которой также промываются все элементы инфраструктуры, платформы, зеркала заднего вида, лестницы, элементы освещения. Кроме того, в ночное время выполняется аэрозольная дезинфекция станций с помощью генераторов горячего воздуха.

В метро создано специальное подразделение, которое дезинфицирует объекты подземки тепловыми распылителями с пульсирующим реактивным двигателем. В сутки дезинфекция с помощью этого оборудования проходит на объектах общей площадью 125 тысяч квадратных метров — в местах, где обычно много пассажиров (платформы, зоны у турникетов, места у касс). На это уходит около тонны дезинфицирующего средства в день.

Также в зоне внимания — тоннели метро, которые обрабатываются с помощью промывочных машин. Это делается по ночам, когда нет движения пассажирских поездов. В цистерны машин для промывки тоннелей добавляется дезинфицирующее средство. За ночь машины проходят 20 километров. На данный момент продезинфицировано 782 километра тоннелей. Ранее такая работа не проводилась.

«На сегодняшний день обработаны все тоннели Московского метрополитена — это 782 километра. Поэтому работа эта продолжается, Сергей Семенович, и, помимо всего прочего, обрабатываются и бытовые здания и помещения Московского метрополитена, в которых находятся наши люди», — добавил Виктор Козловский.

Чистый воздух

Тщательно отслеживается и качество воздуха в метрополитене. Лаборатория микроклимата постоянно замеряет температуру и влажность воздуха, скоростные потоки, а также содержание углекислого газа и пыли.

Чтобы увеличить воздухообмен, специалисты усилили работу вентиляционных агрегатов системы тоннельной вентиляции. Сами установки регулярно промываются, проводится внеплановая очистка и замена фильтров в системе местной вентиляции, которая обеспечивает воздухом служебные помещения станций.

В метро продезинфицировали более 200 вентиляционных шахт Московский метрополитен обрабатывает пассажирскую зону генераторами горячего воздуха

Также метрополитен начал дезинфицировать шахты тоннельной вентиляции с помощью генераторов горячего воздуха, в которые заливается дезинфицирующее средство. Это позволяет быстро и эффективно обрабатывать большие площади. По состоянию на 2 мая продезинфицировано более 500 вентиляционных шахт.

Обеспечение безопасности сотрудников метро

Работу подземки сейчас обеспечивают около 40 тысяч сотрудников. Те из них, кто может выполнять свои обязанности удаленно, переведены на дистанционную работу. У части персонала метрополитена сейчас нерабочие дни, заработная плата при этом сохранена.

Всем сотрудникам метрополитена перед началом смены измеряют температуру. Работники с повышенной температурой и признаками ОРВИ не допускаются до работы.

Персонал, взаимодействующий с пассажирами, обеспечен медицинскими масками, одноразовыми перчатками и антисептиками. Это кассиры, сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров и службы безопасности и движения, а также работники клинингового центра.

В служебных помещениях кассиров, линейных пунктах локомотивных бригад и помещениях дежурных по станциям метрополитена проводится обеззараживание воздуха с помощью ультрафиолетовых облучателей.

Работники медицинской службы метрополитена контролируют эффективность дезинфекции, в том числе с использованием инструментального метода обследования.