Сергей Собянин обсудил с педагогами работу сервиса «Учитель на замену»

Сергей Собянин принял участие в круглом столе, посвященном обсуждению дистанционного обучения и возобновления работы городского сервиса «Учитель на замену». Оператор этого сервиса — Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы. Мероприятие прошло в государственном бюджетном образовательном учреждении «Школа “Марьина Роща” имени В.Ф. Орлова». В нем участвовали директора школ, педагоги дополнительного образования и студенты педагогических вузов и колледжей.

«В Москве появился новый сервис “Учитель на замену”, когда учителей, находящихся в группе риска, временно заменяют студенты педагогических вузов либо педагоги из учреждений дополнительного образования. Проект интересный, я хотел поблагодарить всех его участников. С одной стороны, конечно, это приносит пользу самим студентам, потому что они получают практику. Тем не менее этот период времени несет определенные риски. Но это своевременная помощь школам и учащимся», — отметил Мэр Москвы.

Больше 100 школ-участниц

Сейчас посещают школы только ученики с первого по пятый класс. Для школьников 6–11-х классов еще на неделю продлили дистанционное обучение. Соответствующий указ был ранее подписан Мэром Москвы.

«Ситуация улучшается, но чтобы закрепить эту тенденцию, мы приняли решение продлить дистанционное обучение учащихся с шестого по 11-й класс еще на неделю, учитывая то, что следующая неделя укороченная — всего четыре учебных дня будет. Поэтому надеюсь, что это решение будет встречено с пониманием. А дальше посмотрим, как будет ситуация развиваться, примем решение уже на следующей неделе», — добавил он.

При этом около 1,3 тысячи педагогов находятся в группе риска — это люди в возрасте старше 65 лет или имеющие хронические заболевания. Им может потребоваться замена. Чтобы предотвратить нехватку учителей, Департамент образования и науки города Москвы и организовал сервис «Учитель на замену».

«Уже 369 педагогов, студентов педагогических вузов и педагогов дополнительного образования, работают в этом проекте и фактически выполняют не только функцию, важную для города, но и во многом повышают свой профессионализм, отзываются об этом как о новом способе повышения квалификации с точки зрения работы в такой необычной ситуации», — рассказал первый заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Михаил Бородин.

По его словам, к проекту уже присоединилось 114 школ — в них работают «учителя на замену», и заявки продолжают поступать. «Пока в этом есть необходимость, специалисты ресурса “Учитель на замену”  делают все для того, чтобы подобрать кандидатов и ни в коем случае не допустить ситуации, чтобы  хоть в одной школе, в одном классе хотя бы на один час прервались уроки. Самое главное, чтобы они были так же содержательны, интересны и полезны для детей», — добавил Михаил Бородин.

Разработка сервиса «Учитель на замену» была начата еще в 2019 году. Свою эффективность он уже показал в прошлом году, во время зимнего подъема заболеваемости ОРВИ.

Однако нынешней осенью потребность во временных заменах учителей значительно возросла. В связи с этим сервис «Учитель на замену» был существенно доработан, а его применение расширено.

С помощью этого сервиса директора школ, нуждающихся в замене учителей, могут пригласить педагогов дополнительного образования, которые в первой половине дня, как правило, свободны от своей основной работы — ведения дистанционных занятий в кружках и секциях.

Кроме того, студенты педагогических вузов и колледжей могут стать ассистентами школьных учителей на удаленной работе и помочь им вести уроки в дистанционном формате. Студенты последних курсов выполняют эту работу в рамках педагогической практики.

Проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат отметил, что студентам на практике удается опробовать возможности смешанного обучения — пандемия открыла для них дистанционку с другой стороны: «Это и батлы, это и дискуссии, это и тестирования, это и моментальные опросы. То есть мы получили совершенно другую методику работы в информационной среде».

Дмитрий Агранат подчеркнул, что модель смешанного обучения будут развивать и дальше, уже намечен ряд изменений в образовательных программах университетов.

Светлана Почукаева, студентка пятого курса Московского городского педагогического университета, рассказала, что совместно с учителем, который находился на карантине, она проводила с помощью видеосвязи уроки информатики для начальных классов. По ее словам, дети были послушными, дисциплинированными и выполняли все задания.

Чтобы воспользоваться сервисом «Учитель на замену», директор школы должен зарегистрироваться на сайте при помощи своей официальной почты и получить доступ к заполнению электронной заявки.

Учителя, педагоги дополнительного образования и студенты, желающие участвовать в проекте, могут разместить на сайте свои резюме. Чтобы попасть в банк соискателей, необходимо успешно пройти независимую предметную диагностику в Московском центре качества образования. Это можно сделать дистанционно, а результаты нужно разместить в электронной анкете соискателя. В настоящее время база данных сервиса «Учитель на замену» содержит сведения о 1298 соискателях.

Поиск замены учителя происходит в течение трех часов — это время нужно оператору сервиса, чтобы подобрать подходящую кандидатуру из базы данных соискателей. Также на сайте имеется обратная связь, при помощи которой директора школ могут оценить направленного на замену педагога или ассистента и качество работы сервиса в целом.

Сервис «Учитель на замену» стал одним из эффективных инструментов обеспечения качественного образовательного процесса в условиях непростой эпидемиологической ситуации.

«Хотел поблагодарить вас за участие в этом проекте, ваших коллег, студентов, которые пришли в школы и помогают избежать рисков нашим замечательным педагогам старшего возраста. Надеюсь, что этот проект поможет не только их заместить формально, но и содержательно обеспечить качественную подготовку наших детишек в период, пока есть такие ограничения. Надеюсь, что они в обозримом будущем закончатся», — сказал Сергей Собянин.

Сервисы для дистанционного обучения

С этого года в «Московской электронной школе» («МЭШ») появились новые сервисы, сделавшие систему еще более удобной. Это тематический каркас, интегрированный с библиотекой «МЭШ», конструктор уроков и электронных учебных пособий, сервис видео-конференц-связи, новый контент библиотеки «МЭШ», сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор».

Тематический каркас объединяет ключевые темы по всем школьным предметам. Его главная задача — объединить основные компоненты «МЭШ»: тематическое планирование, контрольные работы, цифровое домашнее задание, а также материалы библиотеки. Тематический каркас включает около тысячи тем. К каждому уроку автоматически предлагаются связанные с ним образовательные материалы, содержащиеся в библиотеке «МЭШ», и указываются предметные результаты, которых должны достичь учащиеся.

Обновленный конструктор уроков и электронных учебных пособий (конструктор уроков)  один из ключевых инструментов, используемых учителем. В обновленном варианте он получил ряд дополнительных функций, позволяющих более продуктивно и комфортно создавать контент для занятий, открывая широкие возможности для творчества и решения учебных задач. Изменения коснулись прежде всего верстки материалов сценария урока.

Кроме того, в библиотеке «МЭШ» стали доступны видеоуроки. Этот новый формат открывает дополнительные возможности для демонстрации и объяснения материала во время занятия, а также для повторения и закрепления знаний дома. Еще библиотека пополнилась двумя виртуальными лабораториями «Оптика» и «Механика».

Сервис «Цифровые домашние задания» с интеграцией ресурса «Яндекс.Репетитор» появился в период дистанционного обучения весной этого года и быстро завоевал популярность. Для учеников цифровые домашние задания отражаются в соответствующем разделе электронного дневника. Школьники и родители могут увидеть предмет, дату проверки, прикрепленные материалы, а также статус выполнения тестов и заданий: «не приступал», «выполнил», «проверено». С помощью сервиса школьники могут не только выполнить прикрепленные задания, но и ознакомиться с результатами прохождения тестов при каждой попытке.

При создании цифрового домашнего задания учитель может прикреплять к нему материалы из сервиса «Яндекс.Репетитор», а также настраивать параметры, например указывать рекомендуемое время выполнения, список учеников, которым оно предназначено. Дата проверки задания устанавливается автоматически, в соответствии со следующим уроком по расписанию. Учитель может изменить ее по своему усмотрению.

Сервис видео-конференц-связи — ключевой элемент дистанционного обучения — позволяет проводить занятия школьников с шестого по 11-й класс в дистанционном формате через платформу «Московская электронная школа», в интерфейс которой внедрена программа Microsoft Teams.

Для каждого урока автоматически создается видеоконференция, присоединиться к которой можно, нажав на ссылку в расписании электронного журнала или электронного дневника.

Во время двухнедельных каникул с 5 по 18 октября учителя, ученики и их родители прошли обучение работе в дистанционном формате — было проведено более 85 тысяч тренировочных классных часов. В вебинарах по работе с программой Microsoft Teams приняли участие более 124 тысяч человек.

За первую неделю дистанционного обучения к занятиям одновременно подключались более 600 тысяч пользователей. В среднем в день проводилось 140 тысяч уроков (рекорд 21 октября — 147 тысяч). Всего было организовано и проведено свыше 780 тысяч дистанционных занятий в 19,5 тысячи классов.

Если возникали проблемы с доступом к «МЭШ», дистанционные уроки проводились на альтернативных платформах.

«МЭШ»: цифры и факты

«Московская электронная школа» — это цифровая образовательная платформа с широким набором сервисов для учителей, учеников, родителей и руководителей школ.

Технологическую инфраструктуру проекта составляют 49 350 точек высокоскоростного доступа Wi-Fi и 21 870 интерактивных панелей, которыми оборудовано 1496 школьных зданий. Персональными ноутбуками обеспечены свыше 44 тысяч московских учителей.

Ключевая составляющая «МЭШ» — библиотека электронных образовательных материалов. В настоящее время в ней представлено 49 тысяч сценариев уроков, 1,5 тысячи электронных учебников, 124 тысячи интерактивных образовательных приложений, 348 учебников, выпущенных издательствами, 55 тысяч тестов, 245 книг художественной литературы, 4,7 тысячи видеоуроков, семь виртуальных лабораторий.