Сергей Собянин рассказал о развитии МЦД и МЦК

В конце 2020 — начале 2021 года завершится реализация нескольких крупных проектов развития инфраструктуры Центрального транспортного узла. Об этом говорили на селекторном совещании Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. 

Так, планируют открыть станцию Ховрино, которая войдет в состав перспективного третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3). Завершится реконструкция и существующих станций, среди них Подольск (МЦД-2), Крекшино (войдет в состав будущего МЦД-4) и Баковка (МЦД-1).

На участке Реутов — Балашиха планируется открыть второй главный путь, строительство которого должно завершиться в ближайшее время. Также увеличится количество пригородных поездов до 16 пар на Горьковском направлении, где появится МЦД-4. Это позволит сократить интервал движения поездов с 4,3 до 3,8 минуты в часы пик. Интервал движения электричек в сторону Балашихи сократят в два раза — с 60 до 30 минут.

До конца 2020 года полностью завершат обновление подвижного состава, курсирующего по МЦД-1. На МЦД-2 такое обновление завершили в августе.

Экономия и рекордный пассажиропоток: МЦД-1 и МЦД-2

Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более четырех миллионов жителей Москвы и Московской области. Пассажиры получили современные поезда, тактовое расписание движения, дополнительные возможности для пересадки и новые тарифы на проезд, позволяющие экономить до 75 процентов на ежедневных поездках.

Кроме того, увеличилась частота движения поездов по сравнению с периодом, когда ходили обычные электрички. На МЦД-1 этот показатель вырос на 73 процента, на МЦД-2 — на 69 процентов.

6 марта 2020 года пассажиропоток достиг рекордной отметки — 568 тысяч поездок в сутки. Это на 15 процентов больше, чем 6 марта 2019-го, когда по тем же маршрутам ходили обычные электрички. 

С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 миллионов пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 миллиарда рублей.

МЦД-1 и МЦД-2 — это 132 километра и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги. К 2024 году на первых двух диаметрах планируется построить новые станции, в их числе Петровско-Разумовская, Марьина Роща, Дмитровская, Котляково, Печатники и Щукинская (она заменит станцию Покровское-Стрешнево). 

Интеграция с высокоскоростной магистралью: МЦД-3 

МЦД-3 свяжет Зеленоград с городом Раменское. Длина диаметра с 42 остановками составит 85 километров. Сейчас в рамках реализации проекта создания МЦД-3 ведутся работы по строительству путепроводной развязки возле станции Николаевка и тоннеля на Казанском направлении Московской железной дороги (МЖД), переустройству Митьковской ветки, которая соединяет несколько направлений МЖД, а также подходит к концу строительство станции Ховрино. 

Во время совещания Сергей Собянин и Олег Белозеров договорились интегрировать проекты строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». Это позволит оптимизировать сроки и стоимость работ.

Интеграция проектов приведет также к созданию первоклассных транспортных хабов, которые свяжут между собой диаметры, метро и высокоскоростную железнодорожную магистраль.

В Москве высокоскоростные поезда будут делать остановки на станциях Крюково (Зеленоград) и Петровско-Разумовская. Многие горожане смогут отравляться в Санкт-Петербург, не тратя времени на поездку на Ленинградский вокзал, а пассажиры, прибывающие из Санкт-Петербурга, смогут пересесть на городской транспорт, не доезжая до центра города. 

86 километров и 39 остановок: МЦД-4 

Длина МЦД-4 составит 86 километров, здесь расположится 39 остановок. Диаметр свяжет Апрелевку и Железнодорожный.

В рамках создания МЦД-4 идет реконструкция конечной станции Апрелевка, строительство третьего главного пути на участке Солнечная — Апрелевка и четвертого главного пути на участке Москва — Апрелевка. Также строят соединительную ветку между Киевским и Белорусским направлениями МЖД, третий и четвертый главные пути на участке Курский вокзал — Каланчевская, четвертый главный путь на участке Курский вокзал — Карачарово, а также реконструируют и делают новые остановочные пункты.

Кроме того, уже завершено строительство четвертого главного пути на участке Железнодорожная — Карачарово.

Во время совещания подтвердили договоренность о максимальном сокращении сроков реконструкции участка Курский вокзал — Каланчевская. Завершить работы предполагается в начале 2023 года. Это на полтора года раньше, чем планировалось изначально. 

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Московское центральное кольцо

В 2019 году интервал движения поездов на Московском центральном кольце сократили с пяти до четырех минут в часы пик. Кроме того, в течение последнего года созданы новые пассажирские сервисы. 

Так, в «вагоне тишины» пассажирам не рекомендуется разговаривать, слушать громкую музыку, а также включать звук мобильного телефона. В составах появились зеленые сиденья для тех, кому стоять сложнее, чем остальным. Кроме того, при оплате проезда пассажиры могут пользоваться платежными сервисами MirPay и HuaweiPay. Также реализуется пилотный проект по информированию пассажиров об отправлении ближайших пригородных поездов.

В 2021 году планируют открыть теплую пересадку на станции Окружная, а также внеуличные пешеходные переходы через пути МЦК в районе станций Коптево и Панфиловская. 

Во время совещания Сергей Собянин и Олег Белозеров приняли решение проработать вопросы строительства дополнительных вестибюлей на станциях МЦК, пропускная способность которых в ближайшие годы будет исчерпана из-за роста пассажиропотока. 

МЦК — это 31 станция, 26 пересадок на метро, 10 пересадок на железнодорожный транспорт, а также пять пересадок на четыре станции МЦД. Благодаря запуску движения на Московском центральном кольце на 15 процентов была разгружена Кольцевая линия метро, на 20–40 процентов — центральные железнодорожные вокзалы.