Сергей Собянин внес в Московскую городскую Думу проект бюджета на 2021–2023 годы

Правительство Москвы одобрило и внесло в Московскую городскую Думу проект закона о бюджете на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Проект учитывает влияние пандемии коронавирусной инфекции на бюджетную систему города. Высокая степень диверсификации экономики, накопленные резервы и эффективная система государственных закупок обеспечили устойчивость городского бюджета в 2020-м.

Правительство Москвы в полном объеме выполняет социальные обязательства перед жителями города и финансирует дополнительные расходы по противодействию пандемии. Снижение доходов бюджета, поступающих от наиболее пострадавших отраслей городской экономики (общественное питание, бытовые услуги, туристическая деятельность), компенсируется ростом поступлений от организаций обрабатывающей промышленности, научно-исследовательской деятельности, информационных технологий, связи и других отраслей, развитие которых является приоритетом для Правительства Москвы.

Системные меры поддержки экономики позволили минимизировать потери, понесенные субъектами малого и среднего бизнеса. Его вклад в формирование бюджета в 2020 году остался на уровне прошлого года — около 23 процентов доходов бюджета. Для сравнения: в 2011 году вклад субъектов малого и среднего бизнеса составлял около 10 процентов доходов бюджета столицы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Москвы, рост внутреннего регионального продукта в 2021–2023 годах составит 3,3–3,4 процента в год при стабильно низком уровне инфляции 3,3–3,5 процента.

С учетом этого ожидается, что в 2021 году доходы городского бюджета увеличатся на 6,5 процента по сравнению с 2020 годом, а в 2022–2023-м прогнозируемый рост доходов составит около девяти процентов в год.

Увеличение доходов обеспечит рост поступлений по налогам, напрямую зависящих от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц, — налога на прибыль организаций, НДФЛ и специальных налоговых режимов малого и среднего предпринимательства.

Основные параметры проекта бюджета

 (в миллиардах рублей)

Проект

2021 год

2022 год

2023 год

Доходы

2642,74

2895,0

3161,3

Расходы

3152,75

3235,6

3344,7

В том числе условно утвержденные

80,9

167,2

Дефицит (-)

-510,0

-340,6

-183,4

Расходы бюджета Москвы в 2021 году планируются в объеме 3152,75 миллиарда рублей — на уровне, утвержденном законом о бюджете на 2020 год (100,1 процента). В 2022–2023 годах планируется рост расходов темпами 2,6–3,3 процента в год.

С точки зрения структуры расходов проект бюджета Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и является программным, социальным и инвестиционным.

93 процента расходной части бюджета будет направлено на реализацию важнейших городских программ развития транспортной системы, образования, здравоохранения, культуры и других.

Программа

2021 год

За три года (2021–2023)

Сумма (в миллиардах рублей)

«Развитие здравоохранения»

447,1

1267,4

С учетом средств ОМС

741,9

2198,8

«Развитие транспортной системы»

641,3

2108,5

«Социальная поддержка жителей»

569,0

1756,3

«Развитие образования»

426,4

1269,4

«Жилище»

236,7

678,5

«Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение»

103,2

292,2

«Развитие цифровой среды и инноваций»

116,9

349,5

«Развитие городской среды»

99,4

305,1

«Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия»

89,1

259,9

«Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность»

83,5

195,0

«Спорт Москвы»

57,2

159,2

«Безопасный город»

37,4

118,5

«Градостроительная политика»

24,0

72,0

Всего расходов по государственным программам

Удельный вес в общем объеме расходов

2931,2

93,0 процента

8831,5

93,1 процента

Итого расходов

3152,8

9484,8

Социальный бюджет

Проект бюджета на ближайшие годы обеспечивает безусловное выполнение всех действующих социальных обязательств перед москвичами, а также финансирование дополнительных расходов, необходимых для преодоления негативных последствий пандемии COVID-19. При отсутствии роста общего объема расходов по сравнению с 2020 годом объем и доля социальных расходов в бюджете на 2021 год будут ощутимо увеличены.

Социальные расходы составят более 56 процентов расходов городского бюджета, или около 1,8 триллиона рублей, увеличившись более чем на 90 миллиардов рублей по сравнению с бюджетом на 2020 год.

С учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС финансирование социальных расходов в 2021 году составит около 2,1 триллиона рублей.

Безусловным приоритетом бюджета на 2021 год будет государственная программа развития здравоохранения, расходы на которую будут увеличены на 11,8 процента.

Также опережающими темпами увеличиваются расходы на государственные программы развития культуры (плюс 5,4 процента), социальной поддержки жителей (плюс пять процентов), спорта (плюс пять процентов) и образования (плюс 2,6 процента).

Развитие здравоохранения

Важнейшей задачей московского здравоохранения в 2021 году будет обеспечение доступности и качества медицинской помощи по приоритетным направлениям, таким как профилактика, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, высокотехнологичная помощь, а также реализация мер по борьбе с пандемией COVID-19, включая проведение массовой бесплатной вакцинации населения.

С учетом средств ОМС расходы на здравоохранение в 2021 году превысят 740 миллиардов рублей. При этом расходы по программе «Развитие здравоохранения» вырастут с 400 миллиардов рублей в 2020 году до 447,1 миллиарда рублей в 2021-м, или на 11,8 процента.

Начиная с 2021 года программа «Развитие здравоохранения» с учетом средств ОМС становится крупнейшей программой города по объемам финансирования.

На цели профилактики инфекционных заболеваний в 2021 году планируется выделить 12,7 миллиарда рублей, из которых на массовую вакцинацию от новой коронавирусной инфекции будет направлено 10 миллиардов рублей.

Сохраняется финансирование программ профилактических прививок от пневмококковой и менингококковой инфекций, дифтерии, коклюша, вируса папилломы человека и других инфекций.

Расходы на обеспечение льготников бесплатными или льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2021 году составят 45,7 миллиарда рублей.

Также предусматриваются средства на программы по обеспечению современными лекарствами граждан в рамках борьбы с онкологическими заболеваниями (15,6 миллиарда рублей) и страдающих мерцательной аритмией, хронической ишемической болезнью сердца, перенесших острый инфаркт миокарда (три миллиарда рублей).

Высокотехнологичная медицинская помощь в следующем году за счет бюджета города будет профинансирована в объеме 10,9 миллиарда рублей, с учетом средств ОМС — 33 миллиарда рублей.

В расходы бюджета на высокотехнологичную медицинскую помощь включены 2,6 миллиарда рублей, предназначенные для финансирования лучевой терапии онкологических заболеваний.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Социальная поддержка

На соцподдержку жителей Москвы в денежной и натуральной форме — доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, на лекарственное обеспечение и многие другие — в бюджете предусмотрено 529,4 миллиарда рублей. По сравнению с бюджетом на 2020 год эти расходы увеличиваются на шесть процентов.

На прямые денежные выплаты семьям с детьми в проекте бюджета предусмотрено 63,5 миллиарда рублей, старшему поколению — 188,8 миллиарда рублей.

Эти средства позволят провести индексацию пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и гражданам старшего поколения на уровне выше инфляции.

В 2021-м продолжится реализация проекта «Наше сокровище», предусматривающего обеспечение семей с новорожденными детьми подарочными комплектами детских принадлежностей или выплату денежной компенсации. На эти цели запланированы ассигнования в объеме 2,6 миллиарда рублей.

Чтобы предоставить ветеранам Великой Отечественной войны услуги социальных работников — сиделок, патронажных услуг, обеспечить круглосуточную работу службы неотложной помощи ветеранам войн «Тревожная кнопка», а также для оказания услуг по программе «Санаторий на дому» предусмотрены ассигнования в объеме 1,5 миллиарда рублей.

Для оказания адресной социальной поддержки москвичам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрено 6,5 миллиарда рублей.

На финансирование льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан в 2021 году планируется направить 25,5 миллиарда рублей.

Расходы на выплаты жилищных субсидий семьям с низким уровнем дохода на 2021 год запланированы в объеме 21,9 миллиарда рублей. Льготами по оплате ЖКУ и жилищными субсидиями пользуются более четырех миллионов москвичей.

Более 136 миллиардов рублей запланировано на обеспечение проезда льготных категорий москвичей на всех видах городского транспорта и в пригородном железнодорожном транспорте, а также транспорте в Московской области. Пассажирам предоставлена возможность бесплатной пересадки между станциями Московского метрополитена, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.

На обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в 2021 году выделяется 2,4 миллиарда рублей из бюджета Москвы и 2,2 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Более миллиарда рублей будет направлено на закупку услуг по реабилитации детей и взрослых с инвалидностью в негосударственных организациях, реализующих программы по авторским и уникальным технологиям.

Приобретение бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения для льготных категорий граждан в 2021 году будет профинансировано в объеме 7,7 миллиарда рублей — на 87 процентов из городского бюджета и на 13 процентов из федерального. Это позволит сохранить уровень обеспечения санаторно-курортным лечением в объеме 245 тысяч путевок.

В 2021-м будет продолжена реализация программы «Московское долголетие». На эти цели предусмотрено 2,5 миллиарда рублей.

Также планируется продолжить развитие сети клубных пространств «Мой социальный центр».

На оказание гражданам социальных услуг в стационарной, полустационарной форме и в форме обслуживания на дому негосударственными организациями, включенными в реестр поставщиков социальных услуг, предусмотрены ассигнования в объеме 1,7 миллиарда рублей.

На обеспечение горячим бесплатным питанием воспитанников дошкольных групп, школьников начальных классов, двухразовым горячим питанием школьников первых — 11-х классов из числа льготных категорий, а также студентов колледжей, обучающихся на бюджетной основе, предусмотрены ассигнования в объеме 31,5 миллиарда рублей.

Фото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Для работников бюджетной сферы

Проект бюджета предусматривает увеличение фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы, что позволит повысить заработную плату педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников бюджетной сферы на 3,7 процента.

Кроме того, продолжатся ежемесячные выплаты врачам, получившим статус «московский врач», а также отдельным категориям медицинских работников (врачам общей практики, врачам и медсестрам, участвующим в реализации программ ведения пациентов старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями и другим). В 2021 году на эти цели в бюджете предусмотрено 8,2 миллиарда рублей.

Также будет продолжена выплата специальной надбавки к заработной плате учителям за работу в проекте «Московская электронная школа» в размере 10 тысяч рублей ежемесячно и городского вознаграждения за классное руководство — 12,5 тысячи рублей в месяц. На эти цели в 2021 году направляется 18,3 миллиарда рублей.

На выплату грантов за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» в 2021-м запланировано 142,9 миллиона рублей.

Социальные услуги

В 2021 году Правительство Москвы продолжит строительство новых учреждений социальной сферы: детских садов, школ, поликлиник, больничных корпусов, объектов культуры, спорта и социальной защиты населения. На эти цели будет выделено 95,4 миллиарда рублей. Также продолжится реализация программ переоснащения современным оборудованием и создания комфортной среды в образовательных, медицинских и других социальных учреждениях.

Наиболее масштабной из них будет программа внедрения нового московского стандарта комфорта в городских поликлиниках. На ремонт и переоснащение поликлиник, а также ряда больничных корпусов планируется направить порядка 87 миллиардов рублей. В 2020 году начался ремонт 37 поликлиник, в 2021 году планируется начать ремонтные работы в 40 поликлиниках.

Кроме того, будут профинансированы:

— развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения (14 миллиардов рублей);

— ремонт и переоснащение образовательных организаций (45,3 миллиарда рублей). Так, на оснащение инновационным учебным оборудованием начальных классов и профильных классов в старшей школе планируется направить 7,5 миллиарда рублей, на приобретение современного оборудования для оснащения мастерских в московских колледжах — 3,8 миллиарда рублей, на реализацию проекта «Школа старшеклассника» (создание современной образовательной технологической среды) — 18 миллиардов рублей;

— повышение качества работы и комфорта учреждений культуры (11,4 миллиарда рублей);

— повышение качества работы и комфорта учреждений спорта (6,2 миллиарда рублей).

На реализацию комплекса мер по благоустройству территорий образовательных организаций предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 7,7 миллиарда рублей. В том числе эти средства будут направлены на модернизацию школьных стадионов, которые в последние годы активно используются не только школьниками, но и жителями ближайших микрорайонов.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Инвестиционный бюджет

Бюджет развития в 2021 году составит 1192,1 миллиарда рублей, или 37,8 процента расходной части бюджета.

В бюджет развития включены:

— Адресная инвестиционная программа города Москвы (604,9 миллиарда рублей);

— мероприятия развития — капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в Фонд реновации и Московский фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства (587,2 миллиарда рублей).

Инвестиции позволят продолжить реализацию приоритетных программ развития городской инфраструктуры. В частности, на строительство транспортных объектов выделяется 376,4 миллиарда рублей, на приобретение вагонов метро нового поколения, обновление парка автобусов, трамваев, закупку электробусов — 51,6 миллиарда рублей, на реализацию программы реновации — 105,3 миллиарда рублей, на строительство социальных объектов — 95,4 миллиарда рублей, на внедрение новых стандартов оказания услуг, ремонт и переоснащение современным оборудованием социальных учреждений — 171,5 миллиарда рублей.

Поддержка реального сектора экономики

В 2020 году в рамках антикризисных мер был упрощен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым мерам поддержки: расширены перечни получателей субсидий (например, гостиничный бизнес, социальные предприятия), сокращено количество подаваемых заявителями документов. Также появились новые виды субсидий, в том числе на продвижение товаров онлайн, экспорт товаров. В 2021 году вышеуказанные меры будут сохранены.

На прямую финансовую поддержку промышленных предприятий, а также малого и среднего бизнеса в 2021 году предусмотрено пять миллиардов рублей, которые будут направлены на обновление основных производственных фондов (приобретение оборудования, лизинговые операции), создание новых продуктов, поддержку экспортеров, франчайзи, льготные кредиты и так далее.

Дефицит бюджета на 2021 год планируется в объеме 510 миллиардов рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита бюджета (в 2022 году — 340,6 миллиарда рублей, в 2023 году — 183,4 миллиарда рублей).

Снижение дефицита будет обеспечено за счет реализации мер экономии расходов, в том числе при проведении государственных закупок.

Проектом бюджета предусмотрена возможность привлечения займов в объеме до 396 миллиардов рублей в 2021 году. Далее объем заимствований будет снижаться и составит 178,5 миллиарда рублей и 44,1 миллиарда рублей в 2022 и 2023 годах соответственно. Однако фактический объем заимствований традиционно будет определяться по результатам исполнения бюджета и может быть значительно сокращен.

Привлечение займов станет необходимой и экономически оправданной мерой, которая позволит профинансировать инвестиции в инфраструктуру и заложить тем самым основу для будущего развития города.

Займы планируется осуществлять путем размещения государственных облигаций города Москвы как наиболее эффективного рыночного инструмента, принятого в мировой и российской практике.

Правительство Москвы своевременно и в полном объеме исполняет обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. В настоящее время госдолг города составляет 30 миллиардов рублей (1,1 процента от годового объема доходов бюджета). Поэтому привлечение новых займов в запланированных объемах не нарушит устойчивость городского бюджета.

В целом реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов, обеспечит:

— восстановление экономического роста и преодоление негативных последствий пандемии COVID-19;

— повышение деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы;

— проведение мероприятий по массовой вакцинации населения против COVID-19;

— поддержку граждан, в наибольшей степени пострадавших от пандемии;

— рост доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы;

— улучшение качества и комфорта предоставления услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и досуга;

— улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;

— реализацию программы реновации;

— устойчивость бюджетной системы города.

Добавить комментарий