Северо-восточная хорда – крупнейший городской дорожный проект. Новая дорога протяженностью 26,6 км пройдет от трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» до развязки МКАД с магистралью Вешняки – Люберцы

20.03.2018

Хорда за свой счет. Мэрия решила самостоятельно осуществлять капиталоемкий проект

Северо-восточная хорда – крупнейший городской дорожный проект. Новая дорога протяженностью 26,6 км пройдет от трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург»

Рекордные доходы бюджета, которые по итогам 2017 года превысили 2 трлн руб., позволяют Москве самостоятельно финансировать крупные инфраструктурные стройки. «При проектировании Северо-восточной хорды рассматривались варианты привлечения инвесторов на отдельные участки, но пока все работы идут на средства бюджета», – отметил глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. Без внешнего финансирования магистраль планируется достроить в 2021 году, движение по ней будет бесплатным для автомобилистов.

Северо-восточная хорда – крупнейший городской дорожный проект. Новая дорога протяженностью 26,6 км пройдет от трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» до развязки МКАД с магистралью Вешняки – Люберцы, соединяя крупные столичные магистрали: шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. Из-за большого объема и сложности работ строительство трассы осуществляется участками. До конца 2018 года планируется открыть участки от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, от Щелковского до Открытого шоссе и от шоссе Энтузиастов до МКАД. В сумме это более 29 км дорожного полотна (с учетом искусственных сооружений), 19 эстакад, а также пешеходные переходы, путепроводы и мосты. Готовность участка от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе в настоящее время составляет 80%. Два других участка, по данным департамента городского строительства, будут подготовлены к сдаче в эксплуатацию в третьем квартале. «В этом году мы завершаем работы на большей части Северо-восточной хорды. Планируем соединить так называемую Косинскую развязку с участком бывшего Четвертого транспортного кольца и фактически «доехать» до Щелковского шоссе и далее до Открытого шоссе. Таким образом, на хорде останется достроить два участка – от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе», – сказал Марат Хуснуллин.

Летом прошлого года городские власти заявляли, что оставшаяся часть магистрали, возможно, будет строиться за счет внебюджетных источников на условиях концессии. Мэрия рассчитывала, что инвестор, который вложит в стройку примерно 50 млрд руб., получит право эксплуатировать этот и другие участки хорды в течение 49 лет. На сегодняшний день вариант внешнего финансирования по-прежнему рассматривается, но уже не является приоритетным. Рекордные доходы, которые городской бюджет получил в этом году, позволяют мэрии самостоятельно осуществлять капиталоемкие проекты. «Мы действительно при проектировании Северо-восточной хорды рассматривали варианты привлечения инвесторов на определенные участки, но решений у нас никаких нет», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
Пока все работы по проектированию и освобождению площадок ведутся за счет средств города. Территории, по которым проходит оставшийся отрезок Северо-восточной хорды, считаются сложными – это промзоны, полосы отвода железной дороги, а также плотно застроенные участки. В связи с этим значительная часть магистрали будет проходить по эстакадам. «С одной стороны, это сложнее в строительстве, с другой – позволит сохранить скоростной режим трассы», – пояснили в стройкомплексе. По словам главы департамента строительства Андрея Бочкарёва, проект последнего отрезка Северо-восточной хорды от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе готовится к согласованию. Выйти на площадку строители планируют до конца года. «В дальнейшем строительство мы намерены вести за счет собственных средств. Если у инвесторов возникнет желание подключиться к этому проекту, мы готовы будем рассмотреть такую возможность, однако для нас это не самоцель», – отметил Марат Хуснуллин. По его словам, в случае строительства трассы за счет бюджета проезд по ней будет бесплатным. Завершить все работы планируется в 2021 году. Ранее в мэрии говорили, что хорда будет стоить 188 млрд руб.

Эксперты считают решение властей отказаться от внешнего финансирования обоснованным: возможности бюджета позволяют городу самостоятельно достроить магистраль. Кроме того, появление платной трассы может ухудшить дорожную обстановку. «Платная магистраль означает, что водитель вынужден платить за проезд в нескольких пунктах. И опять возникнет какая-то подсеть внутри общей сети. Наличие каких-то дополнительных административных ограничений будет приводить к потере времени и сильно ухудшит транспортное сообщение, хотя, может быть, и не сильно ударит по карманам автолюбителей», – рассуждает старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН Петр Бобрик. «В Москве строить очень сложно, потому что есть очень много объектов, о которых инвестор может и не знать. К тому же здесь очень сложная система коммуникаций», – добавляет доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге. Забирая проект на бюджет, город, по мнению экспертов, нивелирует риски, которые могли бы возникнуть в случае внешнего финансирования.

Елена Егоршина

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»