Сибирские ученые при помощи растений сделали топливо для машин более экологичным

Сотрудники лаборатории каталитических процессов переработки возобновляемого сырья Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН получили более экологичное топливо, используя продукты переработки соломы и древесины.
© Кирилл Канин

30 Июл 2018, 10:07Сотрудники лаборатории каталитических процессов переработки возобновляемого сырья Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН получили более экологичное топливо, используя продукты переработки соломы и древесины.

Выбросы от транспорта ежегодно растут в РФ, по данным Росприроднадзора РФ, в 2017 году они составили почти 14,5 млн тонн. Самая большая доля у Центрального и Приволжского федеральных округов, затем идет Сибирь.

Ученые из Новосибирска стремятся разработать способы повышения эффективности топливных смесей, но при этом хотят исключить выбросы токсичных газов, сообщает пресс-служба СО РАН.

В поисках добавок химики остановились на производных фурфурола, который получают при смешивании сельскохозяйственных и лесоперерабатывающих отходов с серной кислотой. Небольшая доля фурфурола содержится в сахаре, меде и некоторых других продуктах. Даже его запах похож на аромат ржаного хлеба.

Продукты переработки фурфурола имеют большую теплотворную способность и повышают показатель экономичности двигателя по расходу горючего по сравнению со стандартными, порой токсичными аналогами, например этанолом или монометиланилином. Все производные фурфурола отличаются низкими температурами кристаллизации, что хорошо сказывается на стабильности и устойчивости бензина к минусовым температурам.

«Сейчас мы находимся на этапе наработки топливных добавок и изучения влияния производных фурфурола на основные и эксплуатационные свойства автомобильного бензина. С большой вероятностью могу сказать, что в будущем в продажу выйдет экологичная высокооктановая добавка, полученная из простой соломы», — комментирует сотрудник лаборатории каталитических процессов переработки возобновляемого сырья ИК СО РАН кандидат химических наук Андрей Смирнов.

В ходе экспериментов химики выделили два особо перспективных направления: получение 2-метилфурана и синтез ацеталей фурфурола и глицерина. Для этих соединений отмечается низкий выброс токсичных соединений в отличие от обычных бензиновых добавок.