Система непрерывного медицинского образования позволит улучшить качество подготовки специалистов

Активное внедрение современных образовательных технологий в медицину меняет существующую систему здравоохранения в лучшую сторону. Инновации, пришедшие в современную клиническую практику, позволяют выполнять сложнейшие операции, которые раньше считались неосуществимыми, совершенствовать способы диагностики тяжелых заболеваний, улучшать состояние пациентов даже при самых сложных недугах. Очевидно, что наряду с внедрением прорывных технологических решений в медицине, назрела необходимость совершенствования практических навыков врачей и среднего медицинского персонала. Система непрерывного медицинского образования (НМО), внедрение которой планируется с 1 января 2021 года, позволяет осуществлять процесс повышения квалификации врачей в дистанционном формате, что особенно актуально в нынешний период осложненной пандемией КОВИД 19.

За последние 20 лет технологии оказания медицинской помощи претерпели существенные изменения. Появилось более десятка новых направлений: молекулярно-генетическая диагностика, генная терапия, регенеративная медицина, клеточная инженерия, персональная телемедицина, системы искусственного медицинского интеллекта. Современные научные достижения позволяют проводить высокотехнологичные операции высокой степени сложности. Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга и пр. Например, в хирургическом отделении Федерального научно-клинического центра ФМБА России провели уникальную операцию по радикальному лечению рака поджелудочной железы пациенту с зеркальным расположением органов. Подобные сложнейшие хирургические вмешательства стали возможны только благодаря наличию современного оборудования и высококвалифицированным медицинским кадрам.

Целью системы НМО, которая станет обязательной с января 2021 года, является постоянное совершенствование медицинских знаний врачей и среднего медперсонала без отрыва от практической деятельности. Многие образовательные учреждения реализуют дополнительные обучающие программы с применением дистанционных технологий. В ходе обучения специалисты не только расширяют теоретические знания, но и получают практические навыки, благодаря участию в онлайн мастер-классах, конференциях, дистанционно присутствовать при проведении сложных операций.

«Не секрет, что зачастую циклы повышения квалификации носят формальный характер, а содержание образовательных программ не всегда компетентно отвечает запросам практической медицины. Недостаточно развитая сеть цифровой связи по регионам Российской Федерации, невысокая интенсивность проникновения технологий дистанционного образования, приводит к тому, что врачам приходится тратить время на очное посещение учебного заведения, а специалисты в регионах зачастую не могут получить уникальный опыт из-за отсутствия возможности посетить масштабную конференцию или уникальный мастер-класс от более опытных коллег. Все это, в том числе, является причиной появления дефицита высококвалифицированных специалистов. Система НМО во многом решает данные проблемы, непрерывное образование позволит врачам постоянно совершенствовать знания навыки, а новые образовательные технологии – получать качественное образование вне зависимости от региона проживания», — отмечает Бурцев Александр Константинович, первый проректор, к.м.н., доцент.