Сметное нормирование ценообразование в строительстве

28.04.2016

Бюджетные стройки упадут в цене. Благодаря новой системе ценообразования расходы на них могут снизиться на 20 процентов

Сметное нормирование ценообразование

Правительство одобрило поправки в Градостроительный кодекс РФ, направленные на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, инициатором которого является Минстрой. Главная цель законопроекта, который теперь рассмотрит Госдума, – снижение затрат на бюджетные стройки. Планируется, что расходы удастся снизить примерно на 20%.

Реформе системы ценообразования в строительстве предшествовал громкий коррупционный скандал, затронувший уже упраздненные Минрегионразвития и Госстрой России, их преемника в лице Министерства строительства и ЖКХ, а также Федеральный центр ценообразования в строительстве (ФЦЦС) и Национальную ассоциацию сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга (НАСИ). Как выяснила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), перечисленные организации нарушили статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции», которая запрещает антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами и органами власти. По данным ФАС, в течение продолжительного времени разработанные частными компаниями сметные нормативы утверждались приказами Минрегиона (а затем и Минстроя) в качестве государственных, что привело к необоснованному удорожанию и перерасходу бюджетных средств.

Яркий пример того – космодром «Восточный». За разработку одного из нормативов по этому космодрому структуре, привлеченной ФЦЦС и НАСИ, было заплачено более 300 млн рублей! При этом заказ был выполнен за 10 дней, а сами строительные работы, на которые разрабатывались нормативы, стоили на порядок меньше этой суммы. ФАС в 2015 году выдала Минстрою предписание, в котором потребовала прекратить нарушение статьи 16 закона «О защите конкуренции». В частности, опубликовать все строительные нормативы, которые действуют на сегодняшний день. Кроме того, строительному ведомству предписывалось пресечь практику, когда право на базу данных государственных сметных нормативов оказывалось в руках частных лавочек. Информацию антимонопольной службы также заслушали на заседании правительства РФ, где было принято решение о реформировании всей системы ценообразования в строительстве.

Поправки в Градостроительный кодекс, одобренные на заседании правительства РФ на прошлой неделе, предусматривают введение понятий сметных нормативов и сметной стоимости, установление требований к сметным нормативам; установление обязательности применения сметных нормативов, внесенных в Единый государственный реестр, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. «Один из ключевых элементов реформы ценообразования, заложенных в этот законопроект, – эксклюзивное право Российской Федерации на базу сметных нормативов», – подчеркнул глава Минстроя Михаил Мень. При этом нормативы, внесенные в федеральный реестр, будут обязательны для применения при строительстве объектов за счет средств не только федерального, регионального и муниципального бюджетов, но и бюджетов государственных корпораций. «Все крупные государственные корпорации будут обязаны пользоваться базой сметных нормативов, а также все акционерные общества, в том числе учрежденные регионами, муниципалитетами, в которых контрольный пакет принадлежит государству либо муниципалитету. Это очень важный момент», – считает министр.

На частных застройщиков требование пользоваться реестром не распространяется (любой нормальный инвестор и так стремится экономить собственные средства), но в принципе база будет общедоступной. При желании любой гражданин, задумывая строительство загородного дома или дачи, сможет посмотреть стоимость услуг, машин, механизмов, строительных материалов и труда и опираться на полученные данные в своих договоренностях со строителями.

В процессе реформы количество нормативов должно существенно увеличиться (на их разработку предусмотрено 4,7 млрд рублей), что также будет способствовать точности расчетов, а главное – оптимизации затрат. Если сегодня в проекте записано «один подъем автокрана», то он считается по единственному существующему нормативу, без учета марки техники. Но на деле использование отечественного «Ивановца» обходится дешевле зарубежного «Катерпиллера». В Минстрое обещают учесть эти нюансы и постепенно задействовать целых 300 тыс. сметных нормативов. Для каждого вида крана, сваи, кирпича, цемента, других материалов и работ будет разработан свой код. Необходимо также учитывать, что указанная в реестре стоимость является предельной. «Потом она должна будет пройти через горнило экспертизы, где проводится оценка достоверности стоимости, а дальше – конкурсная процедура, где будет сформирована окончательная цена работ», – пояснили в Минстрое. По словам Михаила Меня, сейчас ведомству предстоит большая и серьезная работа. В разработке уже находится проект постановления правительства о порядке мониторинга за строительными ресурсами. Источником информации, например, по строительным материалам будут только их производители – без посредников, напрямую.

«Наша главная задача – сформировать достоверную начальную предельную стоимость, опираясь на ресурсы, на стоимость ресурсов. И эта работа позволит плавно, постепенно перейти от устаревшего базисно-индексного метода к более современному, более достоверному ресурсному методу ценообразования», – подчеркнул глава Минстроя. Базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода этих цен в текущие цены, дает существенную погрешность в вычислениях. При ресурсном методе стоимость строительства определяется на основе текущих цен на строительные ресурсы. Этот метод давно уже используется в отдельных регионах РФ, а также в Казахстане, Беларуси, Армении, Украине. Методика определения стоимости в строительстве в Российской Федерации, принятая в 2005 году, на первое место также ставила именно ресурсный метод определения стоимости строительства, однако до реализации рекомендаций, видимо, руки не дошли.

Впрочем, не все участники рынка согласны с тем, что использование ресурсного метода приведет к экономии бюджетных средств. «Если взять любую федеральную стройку, посчитанную базисно-индексным методом, и пересчитать ее ресурсным методом при условии, что мы под ресурсы ставим фактические цены на материалы, изделия и конструкции, то итоги по ресурсной смете в 90 случаях из 100 будут на 15–30% выше, чем по смете, составленной базисно-индексным методом», – сказал президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин.

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

print