Снижение комиссии за оплату автомобилей по карте

Часть банков поддержала снижение комиссий за оплату автомобилей по карте
Банки выступили резко против госрегулирования комиссий за безналичную оплату в магазинах и направили свою позицию в ФАС. В то же время часть банков готовы ограничить размер комиссий при оплате крупных покупок и социальных услуг

Ассоциация банков «Россия» (входят Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Альфа-банк, МКБ) направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) позицию банков по ситуации с размером комиссий за проведение карточных платежей в торговых точках (эквайринг). ФАС собирает предложения по снижению комиссий после декабрьского совещания у вице-премьера Дмитрия Козака с представителями розничного бизнеса, они должны быть представлены в правительство до 1 февраля. В ассоциации подтвердили факт отправки письма.

Все банки негативно оценивают возможность государственного регулирования эквайринговых комиссий, следует из письма, составленного по итогам опроса банков (РБК с ним ознакомился), но некоторые кредитные организации готовы к точечному снижению размера комиссионного вознаграждения по ряду направлений, например при осуществлении крупных покупок или проведении социально значимых платежей в сфере здравоохранения, образования, госуслуг, общественного транспорта.

Банк России также считает регулирование комиссий нецелесообразным. «Такие комиссии должны учитывать интересы всех сторон: банков и торговых точек, а главное — не должны быть обременительны для конечного потребителя», — отметил представитель регулятора. В случае введения госрегулирования комиссий будут нарушены сложившиеся десятилетиями на рынке бизнес-модели и снизится рентабельность карточных продуктов вплоть до отрицательной, прокомментировал РБК итоги опроса вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков.

На рынке эквайринга и так высокая конкуренция, считают банкиры. ​«В некоторых сегментах, особенно социально значимых и низкомаржинальных, типа продуктовых магазинов, авиа и ж/д перевозок, государственных платежей, АЗС и т.д., комиссии снижены и составляют порядка 1% и менее», — отмечается в письме «России».

Рынок безналичных платежей растет из года в год. Если в 2016 году доля таких платежей в общем объеме составляла порядка 32%, в 2017 году это было уже 39,6%, по итогам 2018 года ЦБ прогнозирует долю безнала в 47,4–50%, говорила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

Торговая уступка, или комиссионное вознаграждение, которую торговая сеть платит банку-эквайеру, напрямую зависит от размера межбанковского вознаграждения, или интерчейнджа (процент от суммы платежа), — комиссии, которую банк-эквайер перечисляет банку — эмитенту карты. Она устанавливается платежной системой. За счет комиссионных доходов от таких операций банки окупают выпуск и обслуживание карт, выплачивают клиентам бонусы и запускают программы лояльности. ​Если в среднем размер интерчейнджа в России около 1,5%, то торговая уступка может быть в итоге более 2%.

Послабления для больших покупок

Несмотря на то что банки категорически против регулирования межбанковских комиссий, часть банков и платежных систем готова рассматривать ограничения межбанковского вознаграждения в рублях за крупные покупки по картам наподобие автомобилей и недвижимости, отметил Алексей Войлуков. Речь идет о том, чтобы применить к ним ставки комиссий следующего вида: «ставка номинируется в процентах, но не более, чем Х рублей». В ассоциации не стали раскрывать, какие именно банки выступили с такой инициативой, отметив только, что она исходила от крупных игроков.

Выглядит предложение банков вполне логично, так как с технической точки зрения не имеет значения, переводить 1 тыс. или 1 млн руб., говорит Войлуков. А вот комиссия с крупных сумм, пусть даже небольшая, определенно сдерживает возможность вовлечения автомобильного рынка или рынка недвижимости в расчеты за крупные покупки, поясняет он.

В настоящее время комиссия, взимаемая банками и платежными системами при безналичных платежах, составляет 1,5–2%, говорит директор по экономике и финансам группы компаний «Автоспеццентр» Николай Рабушко. В условиях жесткой конкуренции на автомобильном рынке и борьбе за клиентов автодилеры, как правило, берут комиссию на себя, увеличивая тем самым собственные расходы, что сказывается на финансовом результате компаний. «Предложенная инициатива поможет улучшить ситуацию, поскольку в случае снижения комиссии произойдет увеличение финансового результата автодилеров», — говорит Николай Рабушко.

Комиссионные вознаграждения банкам — это существенный вопрос для автодилеров, поскольку сегодня размер эквайринга можно сравнить если не со всей маржой дилера, то с ее значительной частью, говорит операционный директор дивизиона автодилерской группы «Авилон» Александр Новиков. «Если ставки по эквайрингу будут снижены, это позволит увеличить долю платежей по безналичному расчету, что в итоге позитивно повлияет на оперативность дилерских продаж и срок оборачиваемости автомобилей», — отмечает он.

«За всю историю работы нашей компании у нас не было ни одного клиента, который бы оплатил квартиру с банковской карты», — говорит управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. Во-первых, практически никто из застройщиков не имеет технической возможности для оплаты с карты. Во-вторых, девелоперам абсолютно не интересно платить комиссию за эквайринг. Поэтому возможность регулирования ставок банковского обслуживания для рынка недвижимости неактуальна, считает эксперт.

Пойдет ли рынок на это?

Один из крупнейших эквайеров — банк ВТБ — готов точечно снижать межбанковскую комиссию за оплату по картам в сегменте крупных покупок, рассказали РБК в пресс-службе, добавив, что это существенно расширит рынок безналичных платежей. «Основным инструментом регулирования этого вопроса являются тарифы международных платежных систем и НСПК. Размер комиссии может быть снижен за счет расширения их специальных программ», — отметили в ВТБ.

Национальная платежная система «Мир» направила в ФАС похожее предложение и выразила готовность снизить интерчейндж для банков при покупках автомобилей или недвижимости, а также в социальной сфере и при оплате проезда на общественном транспорте, рассказал РБК представитель Национальной системы платежных карт (оператора «Мира»).

Если будет принято решение о введении потолка комиссий для отдельных сегментов (продажа автомобилей, недвижимости, дорогих туристических услуг, возможно мебели), ​ которые при высоком чеке покупки выглядят не вполне оправданными, это позволит более активно развивать прием банковских карт в новых сегментах, считает руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов.

Отсутствие баланса в каких-то отдельных областях рынка можно преодолеть вместе с платежными системами без госрегулирования комиссий, говорят в Тинькофф Банке. «При этом нужно понимать, что зачастую, особенно в случае с автомобилями и недвижимостью, продавцы просят оплачивать покупку наличными, руководствуясь вовсе не размером межбанковской комиссии, а скорее, потребностью в наличных денежных средствах», — отметил представитель банка.

Сейчас средняя ставка по эквайрингу составляет порядка 1,5–2%, говорит Мария Литинецкая. При стоимости квартиры условно 10 млн руб. застройщику придется заплатить за банковское обслуживание примерно 150–200 тыс. руб., что абсолютно не выгодно. Для сравнения: комиссия за межбанковский перевод средств на счет застройщика составляет для клиента в среднем 3–5 тыс. руб. в зависимости от банка, что составляет около 0,05% стоимости жилья, указывает Литинецкая. «Полагаю, именно к таким значениям необходимо стремиться, для того чтобы застройщики были заинтересованы в эквайринге», — резюмирует эксперт.

Автор: Екатерина Литова.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/24/01/2019/5c48445e9a79476f0f3276e4?from=main