Создание новых скоростных транспортных систем в Москве

11.05.2018

Кольца роста
Земли вдоль скоростных магистралей становятся стартовыми площадками нового строительства

Создание новых скоростных транспортных систем

Создание новых скоростных транспортных систем в Москве неизбежно ведет к развитию территорий, находящихся в зоне их влияния. Запущенное несколько лет назад пассажирское движение по Московскому центральному кольцу наглядно показало, сколько земель, расположенных вдоль новой магистрали, заброшено или используется неэффективно. Аналогичная ситуация сложится после запуска Большой кольцевой линии метро.

Новыми площадками интереса города и инвесторов становятся земли, расположенные вдоль созданных кольцевых магистралей. Точками притяжения на кольцах станут транспортно-пересадочные узлы. Они обеспечат пассажирам не только удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и станут катализаторами развития прилегающих территорий. Девелоперы заинтересованы в инвестициях в новые проекты с хорошей транспортной доступностью и пропускным трафиком. Это приведет к созданию дополнительных рабочих мест, строительству жилья и социальной инфраструктуры.

По предварительным оценкам, всего в зонах влияния Большой кольцевой линии метро и Московского центрального кольца может быть построено около 12 млн кв. метров недвижимости, в том числе около 5,6 млн кв. метров жилья. На данный момент около МЦК определено 19 перспективных территорий площадью 583 га, обладающих градостроительным потенциалом около 7 млн кв. метров, в том числе с жилой застройкой в объеме 2,8 млн кв. метров. На землях вдоль Большой кольцевой линии определены еще 17 перспективных территорий площадью 474 га с возможностью возведения около 5 млн кв. метров, в том числе жилой застройки – 2,8 млн кв. метров.

Стоит отметить, что сегодня работа по оценке градостроительного потенциала земель вокруг МЦК и БКЛ продолжается. Пока решения приняты о возведении различной недвижимости в составе транспортно-пересадочных узлов всего лишь на 1–2 млн кв. метров. Решения по дальнейшей застройке этих участков будут приниматься в ближайшие два-три года.

В то же время какая-то часть этих земель при необходимости может быть использована и в рамках программы реновации. Например, возведение жилья для переселенцев из старых пятиэтажек запланировано в составе транспортно-пересадочного узла «Марьина Роща». Не исключено, что по мере подбора стартовых площадок будет использован и потенциал ТПУ.

Важно отметить, что такие принципы развития городских территорий полностью отвечают современным мировым трендам. Именно вовлечение новых территорий в жизнь мегаполиса и создание локальных точек притяжения ведут к полицентричному развитию. Благодаря этому деловая и общественная активность концентрируется на местах, что позволяет снизить маятниковую миграцию.

Еще одним плюсом такой стратегии является возможность широкого привлечения инвесторов. Причем такие крупные проекты могут заинтересовать как традиционных отечественных девелоперов, так и международные фонды, вкладывающие в строительство аналогичной недвижимости немалые средства по всему миру. Городские власти постоянно готовят проекты ТПУ к торгам для привлечения потенциальных инвесторов. На сегодня подобраны инвесторы для реализации 16 коммерческих проектов в составе транспортных хабов. Это принесет столичному бюджету около 23 млрд рублей. В течение двух лет планируется привлечь инвесторов к строительству не менее 10 коммерческих проектов, в результате реализации которых появится свыше 300 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости жилого, офисного и торгового назначения. Совершенно точно среди них будут транспортно-пересадочные узлы на базе станций строящейся Кожуховской линии – это «Некрасовка», «Лухмановская» и «Юго-Восточная».

Очевидно, что таких проектов будет больше по мере строительства новой кольцевой линии метро и разработки градостроительной документации на прилегающие земли.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы
по вопросам градостроительной политики
и строительства:
Люди, которые будут жить на этих территориях, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать, и все это будет рядом с удобным и быстрым общественным транспортом.

Альберт Суниев, первый заместитель гендиректора по девелопменту АО «Мосинжпроект»:
ТПУ в основном располагаются в срединной или периферийной частях Москвы, то есть на месте бывших промышленных зон и в спальных районах. Поэтому так важно создавать там не только жилье, но и новые рабочие места.

Антон Мастренков