Станет ли сегмент грузового коммерческого транспорта драйвером роста автомобильного рынка в 2018 году?

21.02.2018

Рынок коммерческого транспорта в 2017 году показал более высокий рост по сравнению с рынком легковых автомобилей.

Станет ли сегмент грузового коммерческого транспорта драйвером роста автомобильного рынка

Так, по итогам 2017 года объем первичного рынка грузового автотранспорта составил 80,2 тыс. единиц, прирост – 50%, тогда как в 2016 году этот показатель был на уровне 5%. На вторичном рынке по итогам 2017 года объем продаж остался на уровне прошлого года. Отдельные бренды росли быстрее рынка в 8-12 раз – объём продаж китайского Foton увеличился в 2017 году на 600%. Основные тенденции на рынке грузового коммерческого транспорта проанализировали эксперты ГК «АвтоСпецЦентр».

Рынок грузового транспорта показал в 2017 году разнонаправленную динамику: объем продаж новых грузовиков вырос в 1,5 раза до 80,2 тыс. единиц, тогда как спрос на вторичном рынке снизился на 1%, составив 280 тыс. авто.

В России средний возраст грузового парка – 19 лет, тогда как в Европе или США этот показатель не выше 5-7 лет. Изношенность ресурсов сказывается на рентабельности бизнеса – обслуживание новой техники в разы дешевле, чем техники с пробегом.

Лидером рынка как подержанных, так и новых грузовиков является KAMAZ. Самыми востребованными новыми моделями в 2017 году стали KAMAZ 43118, Mercedes-Benz Actros и GAZ Gazon Next. Основные марки-лидеры в сегменте LCV: GAZ, УАЗ, LADA, Mercedes-Benz, Ford. 25,6% вторичных продаж грузовиков приходится на KAMAZ, в прошлом году было реализовано 71,5 тыс. единиц (на 1% меньше, чем в 2016 г.), на втором месте ГАЗ с продажами в 27,7 тыс. машин (+1%), на третьем месте – белорусский МАЗ (25,4 тыс. шт.; +0,5%).

В сегменте мало- и среднетонажных грузовиков в 2017 году лидерами стали ГАЗ, Isuzu, Камаз. В ближайшем будущем лидеров рынка могут потеснить китайские грузовики – в 2017 году динамика роста продаж Foton в России составила 612% (с 75 до 534 единиц), тогда как у одного из лидеров рынка Isuzu – 19%. Бренд грузового транспорта Foton появился на российском рынке в 2016 году и сразу показал уверенную динамику продаж. Успех марки объясняется эффектом низкой базы, но важным фактором роста популярности бренда стало сочетание “цена-качество”.

Перспективы роста продаж мало- и среднетонажных грузовиков в России в 2018 году аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» оценивают как положительные. Объективные причины этого – открытие производств на территории России. При поддержке правительства Московской области весной 2018 года начнется строительство завода Hino в регионе, что значительно увеличит конкурентоспособность бренда, так как позволит с одной стороны избежать ввозных пошлин и снизить себестоимость продукции, а с другой – претендовать на господдержку в виде индексации утилизационного сбора. Ранее по этому пути пошел японский автопроизводитель Fuso, открыв производство в Набережных Челнах, что позволило уже через год после этого увеличить продажи Fuso на 26%.

Показал рост продаж в 2017 году в России и корейский производитель HYUNDAI. Правда, спрос увеличился всего на 1,7% – в 2016 году на территории РФ было реализовано 1431 ТС, в 2017 – 1455 грузовиков, что связано с тем, что производство на территории Калининградской области компания HYUNDAI запустила только в 2017 году. По мере выхода предприятия на проектную мощность, выпуск грузовых автомобилей HYUNDAI вырастет.

Рост рынка коммерческих автомобилей обеспечивается за счет увеличения корпоративных продаж. Устойчивый спрос на грузовой транспорт обусловлен необходимостью модернизации автопарков не только у субъектов малого и среднего предпринимательства, но и у крупных игроков, которые в 2017 году стали драйверами роста рынка. Сегмент LCV вырос за счет корпоративных продаж, стимулом к покупке послужили государственные программы поддержки спроса, в том числе адресные – «Свое дело», «Российский фермер».

Наиболее распространенная схема покупки коммерческого транспорта для представителей малого и среднего бизнеса – лизинг, на него приходится до 40% продаж. При этом рост данного направления составил в 2017 году 30%. Доля продаж по trade-in – 15% (замена старого автомобиля с доплатой на новый). К автокредитованию прибегают 10-12% участников рынка, наименее популярная схема приобретения коммерческого транспорта – за счет свободных средств компании без привлечения заемного финансирования или участия в госпрограмме. При покупке по схеме trade-in ГК «АвтоСпецЦентр» принимает к обмену не только грузовые, но и легковые автомобили с пробегом.

«ГК «АвтоСпецЦентр» уже несколько лет подряд остается одним из лидеров среди официальных дилеров, работающих с инструментом trade-in в сегменте коммерческого транспорта, обеспечивая более 25% всех продаж на рынке Москвы и Московской области, – отмечает Павел Соломкин, Генеральный директор АвтоСпецЦентр на Котляковской, – В АСЦ на Котляковской представлен широкий спектр грузовиков различной грузоподъемности известных брендов. На площадке реализуются городские и междугородние туристические автобусы и спецтехника: эвакуаторы, краны-манипуляторы, автоцистерны, мусоровозы, вакуумные машины. На сегодняшний день мы являемся одним из немногих в России универсальных автодилеров, работающих по системе trade-in и принимающих в зачет новых автомобилей не только легковые авто с пробегом, но и спецтехнику. Для удобства покупателей мы предлагаем различные финансовые инструменты: trade-in, лизинг, автокредитование».

Первичный рынок коммерческого транспорта растет в основном за счет Москвы, Санкт-Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов. В городах с населением до 500 тыс. человек в общей структуре продаж на вторичный рынок коммерческого транспорта приходится до 70%. Парк грузовых авто России сегодня составляет более 3,7 млн.шт., средняя стоимость реализации подержанного грузового автомобиля – 2,7 млн. руб., при этом 2 млн. транспортных средств эксплуатируются 15 лет и более. Наметившаяся несколько лет назад тенденция устаревания корпоративного транспорта делает рынок грузовых автомобилей перспективным сегментом, который способен стать драйвером роста всего сегмента коммерческого транспорта в стране