Стройкомплекс Москвы за счет экспертизы проектов, финансируемых из городского бюджета, сэкономил городскому бюджету рекордные 136,7 млрд руб., которые будут вложены в новые инфраструктурные и социальные стройки

23.01.2018

Сэкономили на две магистралиИнфраструктурные проекты за счет сбереженных средств

экспертизы проектов

Этих денег хватит, чтобы возвести в столице десятки детских садов и школ или две крупные магистрали, аналогичные дублеру Кутузовского проспекта, либо полностью профинансировать программу реновации в 2018 году.

Каждый проект, в который будут вложены бюджетные деньги, в первую очередь попадает на стол к специалистам Москомэкспертизы. Их задача – максимально оптимизировать расходы, определив такую стоимость строительства, которая, с одной стороны, экономит городские ресурсы, а с другой – позволяет властям не беспокоиться за качество и безопасность возводимых объектов. Для этого эксперты сопоставляют сметные расчеты с нормативами, а также проверяют технические, конструктивные и проектные решения, включенные в сметную документацию. «Необходимо исправить ошибочно утвержденные или завышенные объемы работ, выявить неправильное использование расценок и их несоответствие технологии производства, а также необоснованное применение дорогостоящего оборудования и материалов», – поясняют сотрудники ведомства.

Главным ориентиром для экспертизы служат данные Научно-исследовательского аналитического центра (ГАУ НИАЦ), который ежемесячно мониторит текущие цены на строительные ресурсы по 28,5 тыс. позиций. Только в первом полугодии прошлого года центр разработал и включил в городскую базу еще 757 сметных нормативов, среди которых расценки на конкретные виды работ, эксплуатацию машин и механизмов, а также цены на материалы, изделия, конструкции и даже на мебель. По словам экспертов, чаще всего в сметах завышают стоимость стройматериалов и оборудования. Но есть и примеры необоснованного применения импортной продукции. Для коммерческих проектов ее использование относится исключительно к компетенции застройщиков: как говорится, хозяин – барин. Но город подобной расточительности позволить себе не может.

Поскольку Москва последние несколько лет переживает настоящий строительный бум (никогда прежде в городе не строили по 100 км дорог и десятки станций метро одновременно), работы у Моском-
экспертизы очень много. В течение 2017 года на рассмотрении у сотрудников ведомства постоянно находилось 500–600 комплектов проектной документации. Таким образом, к концу декабря они рассмотрели почти 8,3 тыс. комплектов и выдали 6,8 тыс. заключений. Для сравнения: в 2016 году было рассмотрено чуть более 7,3 тыс. комплектов проектной документации и выдано порядка 6 тыс. экспертных заключений. Объекты, финансируемые из городского бюджета, в последнем отчетном периоде получили 4,9 тыс. положительных заключений – на 318 больше, чем в прошлом году.

По результатам экспертизы стоимость городских строек удалось снизить на 137,6 млрд руб. «Для нас это рекордный показатель. Экономия в 2017 году сопоставима с общим снижением сметной стоимости в 2012–2013 годах. Фактически в прошлом году мы выполнили работу, которую раньше выполняли за два года. Что касается показателей по рассмотренным проектам и выданным заключениям, они сравнимы с работой за пять лет – с 2011 по 2015 год», – отмечает председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов. Сэкономленные средства позволят расширить и без того масштабную программу градостроительного развития столицы. Они могут быть вложены как в строительство дополнительных социальных объектов (например, детсад стоит в районе 300–400 млн руб., школа – 800 млн), так и в крупные инфраструктурные проекты.
Москомэкспертизе удалось оптимизировать не только стоимость строек, но и время проведения самой экспертизы. Например, срок рассмотрения типовой проектной документации и проектной документации по жилым объектам сократился с 45 до 30 дней, а иной проектной документации и результатов инженерных изысканий, не относящихся к уникальным объектам, – с 60 до 45 дней. В прошлом году в приоритете у ведомства были дорожное строительство и метрополитен – в первую очередь станции и участки Третьего пересадочного контура, а также продления Люблинского-Дмитровской и Сокольнической линий. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, в ходе экспертизы стоимость проектных работ по строительству линий метро была снижена на 23,6%, а в целом снижение стоимости строительства объектов составило 16,3%.

Кроме того, в 2017 году Москомэкспертиза согласовала этапы одной из важнейших транспортных магистралей города – Южного дублера Кутузовского проспекта, а также дублера Остафьевского шоссе в новой Москве и один из этапов реконструкции Окской улицы. Регулярно и в большом объеме рассматривались комплекты проектной документации на строительство нового жилья, школ, детских садов и других социальных объектов.

Екатерина Шмелёва

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»