Тарас Ефимов: В Российской Федерации наметилась тенденция использования понятия «инициативного бюджетирования» для иных процессов, также задействующих процедуры сбора мнения жителей

Председатель Комитета Мособлдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Тарас Ефимов 18 июля принял участие в совещании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам на тему: «О законодательном регулировании инициативного бюджетирования»

Председатель Комитета Мособлдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Тарас Ефимов 18 июля принял участие в совещании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам на тему: «О законодательном регулировании инициативного бюджетирования».

В рамках мероприятия обсуждался подготовленный в Минфине РФ проект федерального закона, направленный на определение правовых основ инициативного бюджетирования, и замечаний и предложений по проекту федерального закона.

Как отметил Тарас Ефимов в своём выступлении, к предлагаемой редакции есть вопросы, которые могут возникнуть в ходе реализации принимаемых правовых норм. «В частности, это вопросы к реализации региональной политики в данном направлении, в части разработки мероприятий по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъектов Российской Федерации. Вопросы учёта расходов местных бюджетов на реализацию инициативных проектов граждан при формировании межбюджетных отношений, будут ли уточнены подходы по определению расчетных расходов при планировании «модельных» бюджетов муниципальных образований и субъектов».

Парламентарий напомнил, что в марте текущего года в государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» были внесены изменения:

— установлены приоритеты и цели государственной политики — предусматривается содействие созданию условий для реализации практики инициативного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— установлена дополнительная задача — развитие практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

— установлены целевые индикаторы и показатели дополнены – показателем «Доля субъектов Российской Федерации, утвердивших мероприятия по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации» (процентов)». Ожидаемыми результатами реализации программы заявлены разработка и утверждение субъектами мероприятий по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъектов.

«В программе прослеживается системный подход к развитию практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации с вовлечением в этот процесс и федерального, и регионального, и муниципального уровня. Однако при заявленных в программе целевых показателях и ожидаемом результате понятие «инициативного бюджетирования» не введено».

«В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечено, что из-за отсутствия комплексного нормативного правового регулирования в Российской Федерации наметилась тенденция использования понятия «инициативного бюджетирования» для иных процессов, также за действующих процедуры сбора мнения населения при отборе объектов, реализуемых впоследствии с использованием средств местных бюджетов. Например, голосование граждан за проекты благоустройства, предлагаемые органами местного самоуправления. При этом данный проект федерального закона не вводит правовое понятие «инициативное бюджетирование», что, на наш взгляд, оставляет вопрос открытым», – отметил Тарас Ефимов.

Проектом федерального закона вводится понятие «инициативных проектов граждан» — это проекты, предусматривающие реализацию мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, и устанавливается, что он может быть предложен собранием или конференцией граждан на публичных слушаниях по проекту бюджета.

«Мы знаем, что к публичным слушаниям проект бюджета уже сформирован и вопрос финансирования инициативных проектов за счет средств местных бюджетов станет ключевым при принятии решения о его реализации. Учитывая, что ряд муниципальных образований являются дотационными, то вопрос отсутствия средств в местном бюджете будет основной причиной отказа от реализации инициативных проектов, что, на наш взгляд, может повлечь негативное отношение и недоверие к органам местного самоуправления».

«Также проектом закона предусмотрено, что реализация инициативных проектов может дополнительно финансироваться за счет средств бюджетов субъектов. На наш взгляд, реализация данной нормы также зависима от самодостаточности бюджета субъекта, что не обеспечит внедрения механизмов учета мнения граждан при принятии бюджетных решений на всей территории Российской Федерации».

Тарас Ефимов также напомнил, что Мособлдума в настоящее время рассматривает проект закона о развитии инициативного бюджетирования в Московской области, в котором планируется установить основные понятия и принципы инициативного бюджетирования в регионе, цели и задачи его развития, а также полномочия органов государственной власти.