Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере

Участники заседания, прошедшего под председательством вице-премьера в формате видеоконференции, обсудили вопросы деинституциализации государственной системы попечительства над детьми.

В своём вступительном слове вице-премьер
Татьяна Голикова сообщила, что в России численность
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на начало
2021 года составила 406 128 человек, почти 365 тысяч из которых находились на воспитании в
замещающих семьях.

По мнению Татьяны Голиковой, в целом, несмотря на
пандемию, в 2020 году сохранилась положительная динамика семейного устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Так, например, численность воспитанников в
организациях для детей-сирот в прошлом году уменьшилась на 6% и составила
немногим более 37 тысяч.
На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тысячи детей, на возмездную
форму – почти 12 тысяч.
Усыновлено 2,5 тысячи
детей. Численность детей-сирот в государственном банке данных в среднем по России
сократилась на 6,6%, а в 28 регионах страны – на 10–30%.

Одновременно в 2020 году на 8,4%
сократилась численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в
том числе на 20% уменьшилось и составило 1,5 тысячи число отобранных у
родителей детей в связи с непосредственной угрозой их жизни или здоровью.

Вице-премьер отметила, что для более
эффективной работы по профилактике социального сиротства и помощи семьям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, важно понимание причин, по которым
дети оказываются без попечения родителей. С этой целью по поручению совета был
проведён анализ форм статистической отчётности и их содержания. По итогам анализа
Росстатом принято решение дополнить форму федерального статистического
наблюдения №103-РИК данными о причинах выявления детей-сирот.

Таким образом, теперь доступна статистика о
численности детей, у которых оба родителя (или единственный родитель) ограничены
в родительских правах, признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), находятся под стражей
или отбывают наказание в виде лишения свободы, объявлены в розыск; данные о
численности детей, оставленных родителями в организациях по окончании срока временного
пребывания, а также детей, отобранных у родителей или оставленных при рождении.

«Мы все понимаем, что основная задача – это
сохранение семейных отношений между кровными родственниками и развитие таких
форм, как опекунство и усыновление», – подчеркнула Татьяна Голикова, отметив
важность понимания причин выявления детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, для повышения эффективности работы органов опеки и
попечительства.

Зампред Правительства обратила внимание,
что органы опеки в настоящее время перегружены полномочиями. «Федеральным
законодательством на опеку возложено более 50 функций и полномочий,
региональным – ещё порядка 39, зачастую несвойственных опеке. При этом средняя
нагрузка на одного специалиста составляет 3 тысячи детей», – заявила Татьяна
Голикова, добавив, что сложившаяся ситуация требует переформатирования работы
органов опеки и попечительства.

Вице-премьер напомнила, что эта работа уже
начата. В частности, по поручению совета в июле 2020 года создана
межведомственная рабочая группа по разработке Концепции совершенствования
деятельности органов опеки и попечительства. Разрабатываемый документ
предполагает установление универсальной модели органов опеки и попечительства и
формирование единой терминологии в области защиты прав детей и семьи. Это, как
считают эксперты, позволит установить общие правила в области опеки и
попечительства и дифференцировать правовые режимы в отношении детей и их
законных представителей.

Однако ещё более масштабная работа связана
с переходом до 2024 года к единой модели подчинённости организаций
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской
Федерации. Соответствующий план мероприятий («дорожная карта») утверждён
Минпросвещения,
Минтрудом и Минздравом по итогам поручений Правительства и совета. Между тем в
ряде регионов вопрос о переходе к единой подведомственности организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже решён, а в отдельных
регионах, среди которых Москва, данная модель реализуется на практике.