TelecomDaily: выручка российских онлайн-кинотеатров в 2017 году достигла 11,6 млрд рублей

Исследование рынка онлайн-видео в России по итогам 2017 года

По данным ИАА TelecomDaily, суммарная выручка онлайн-кинотеатров в России по итогам 2017 года составила 11,6 млрд руб. (без учета НДС). По итогам 2016 года – 8,5 млрд руб. Рост за год составил почти 37%.

Приведенные цифры имеют минимальную погрешность по отношению к реальному объему рынка онлайн видео и значительно меньше, чем у коллег из других аналитических агентств, которые берут оценки игроков рынка, без проверки реальности предоставляемых данных.

Значительное количество участников рынка, работающих по модели AVOD, показывают в рекламной выручке компании рекламные бюджеты, которые разместил на видеоресурсе рекламодатель, другие – средства, которые пришли на платформу. Следовательно, первые отражают выручку без вычета комиссии агентствам (она составляет порядка 40%), другие – с ее вычетом. Также часть компаний показывает выручку заметно большую, чем приходит к ним на счета российских компаний, тем самым реализуя перевод части денежных средств на счета третьих лиц без уплаты налогов. Все это делает рынок не прозрачным и ставит компании в неравные условия с точки зрения признания результатов их деятельности в профессиональном сообществе.

Еще одной причиной необъективности рынка являются системы финансовой отчетности: одни игроки публикуют свою отчетность по МСФО, другие – по РСБУ, показатели которых сравнивать между собой зачастую некорректно (например, выручка от доступа к годовой платной подписке сервиса по МСФО будет признаваться частями в течение 12 месяцев, а в РСБУ – одномоментно в месяц подключения годовой подписки).

Таким образом, многие данные по объемам рынка и долям компаний, опубликованные в СМИ, на сегодняшний момент, являются некорректными и сильно искажают реальные экономические показатели рынка, мешая его объективной и прозрачной оценке.

Отличительной особенностью отчета является обязательное сравнение финансовой информации, представляемой компаниями с их финансовыми отчетами (РСБУ, МСФО), пересчет данных и попытку привести показатели к единой системе координат, что дает возможность значительно снизить погрешность оценок и увидеть более достоверные цифры.

Лидерами рынка по общей выручке по итогам 2017 года являются: IVI занимает первое место с долей 20,9%; Youtube занимает вторую позицию с долей 15,5%; Ростелеком, единственный из операторов ШПД присутствующий в рейтинге занимает 3 место с долей 10,4%.

Доля платной модели год от года увеличивается и достигла по итогам года 56,5%; доля от рекламной модели, напротив, снижается и по итогам 2017 года достигла 43,5%.

Лидером по динамике выручки среди всех онлайн-кинотеатров РФ за период 2016/2017 стала компания TVZavr (+108,1%), далее идут МегаФон (+89,8%), OKKO (+78,5%)

Максимальная доля аудитории онлайн-видео остается за категорией ПК и ноутбуки (48%), на домашние экраны приходится 26%, на мобильные экраны – 26%.

Рынок демонстрирует значительный рост, однако при этом многие компании все равно стараются предоставить свои достижения с еще большим преувеличением, что, по сути, размывает истинную картину. Причины этого находятся на поверхности, так как почти все их них выставлены на продажу и есть необходимость улучшить показатели деятельности.

Наиболее открытыми компаниями, т.е. которые предоставляли по запросу все необходимые достоверные данные, вплоть до финансовых отчетов являются Tvzavr, Ростелеком, ivi.

n1.jpg

n2.jpg

n3.jpg

n4.jpg

n5.jpg

n6.jpg

Внимание к онлайн-видеосервисам со стороны государства будет расти. Уже приняты первые существенные поправки в законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров. Их фактически приравняли к СМИ и ограничили долю иностранного капитала в 20% (при условии, что доля пользователей из РФ превышает 50%). Изменились правила выдачи прокатных удостоверений на фильмы, в том числе и для показов через сервисы «видео по запросу».

Несмотря на все имеющиеся сложности (давление законодателей, ограниченный прирост новых зрителей, экономическую нестабильность и проч.), текущая ситуация благоприятна для развития онлайн-кинотеатров. Онлайн-сервисы «видео по запросу», работающие в легальном сегменте, в ближайшие годы имеют большой потенциал развития на отечественном рынке, поскольку практически отсутствует конкуренция со стороны потенциально мощного соперника – операторов платного телевидения.

Блокировки пиратских ресурсов заметно влияют на модель поведения пользователей и, как следствие, способствуют росту платных моделей монетизации. Перед онлайн-кинотеатрами стоит важная задача — создать привычку обращения к онлайн-видеосервисам, наработать характерные ситуации и обстоятельства использования легальных видеосервисов.

Если раньше одним из основных инструментов конкуренции было наращивание библиотек контента, то теперь в основе конкурентной борьбы будет лежать понимание потребностей зрителя, его предпочтений относительно жанров видео, экранов и типичных обстоятельств просмотра. Опыт зарубежных кинотеатров показывает, что производство собственного контента – одно из мощных орудий в конкурентной борьбе, которое позволяет привлекать и удерживать пользователей.

В ближайшие несколько лет будет расти доля просмотров длинного видео через приложения Smart TV, и это будет происходить преимущественно в сегменте легальных видеосервисов.